search
top

Как я нашла свою червону руту

И я не стану
Грустить напрасно,
Любимой песни
Я не прерву.
Когда пою я,
То жизнь прекрасна!
Когда пою я,
Тогда живу.
(песня из к.ф. «Душа»)

Скажите, в вашей жизни много праздников? В моей — хватает. А 7 августа для вас праздник? Нет? Удивляетесь? А для меня очень
даже праздник, правда, стал он таковым не сразу. Сначала я праздновала его девятого августа, как и многие из тех, кто меня
уже понял, кто празднует вместе со мной. Но это немного другая история, которой я здесь коснусь возможно. А пока:

7 августа празднует свой день рождения человек, который дарит мне бесконечную радость, любовь и голос всю мою жизнь. Не будь
его на этой земле или, не дай Бог, бы о нём не знала, наверное, была бы совсем другой и вряд ли бы так безудержно стремилась
петь. Не такой уж я талант, и земля бы, наверное, прожила без моих песен, но всем, что умею и к чему стремлюсь, я обязана
этой невероятно прекрасной женщине. Всё самое лучшее, высокое и светлое в моей душе воспитано и взлелеяно ею, хоть она и
абсолютно ничего не знает об этом.

Описывать здесь биографию не буду принципиально. С одной стороны, сколько ни читай, все её биографии написаны как будто под
копирку, а с другой — особенно в последнее время — о ней, как и обо всех звёздах, пишут и говорят так много несуразностей,

что прикладывать к этому ещё и мою руку — дело весьма неблагодарное. Не знаю, имедж это или чистая правда (в этом не
разобраться), но героиня данного очерка способна удивить роскошью и богатством, блеском, красотой, молодостью (некоторые
поговаривают даже, что вечной), любовью, голосом, словно спустившимся с гор и впитавшим, подобно горной реке напевы многих
народов, населяющих Буковину, — чем угодно, только не подробностями личной жизни, только не способностью втаптывать любовь в
грязь, разменивать её богатства на мелкие медные монеты. А журналисты судят-рядят, вынюхивают, выспрашивают, предполагают —
она улыбается и молчит. Тогда в народ бросаются легенды и откровенные выдумки. Она снова молчит — не подтверждает, и не
опровергает море слухов о себе. Наверное, это самая мудрая позиция. Если ввязываться в подобные дискуссии, то непременно
запачкаешься или сойдёшь с ума от бесконечных оправданий, от невозможности спрятаться от вездесущих глаз и камер. Дело
журналистов — кормить нас удивительными слухами, а дело певца на земле — петь.

Остановлюсь лишь на некоторых фактах, заслугах и наградах. Как сейчас модно говорить, певица обладает
великолепным сексуально окрашенным контральто. диапазон его составляет больше трех октав (от си большой октавы до ре
третьей). В репертуаре певицы около 500 песен на Русском, Украинском, Молдавском, Румынском, Сербском, Польском,
Итальянском, Немецком, Болгарском, говорят, даже Испанском языках (на Испанском лично мне слышать пока не приходилось, зато
где-то в моих архивах лежит кусочек песни на Английском).

Первую свою победу на конкурсе она одержала ещё учась в 10 классе. Удостоена высших мыслимых в нашей стране званий. », а в
2000 году Высший академический совет Украины признал её лучшей украинской эстрадной певицей XX столетия и Золотым голосом
Украины. Герой Украины, награждена множеством премий, орденов и медалей. В Киеве и Ялте установлены её звёзды.

По ошибке паспортистки многие годы все поклонники певицы праздновали её рождение 9, а не 7 августа. Сама же она, смеясь,
говорит, что празднует своё рождение три дня подряд — с 7 по 9 августа. Веселиться этот человек умеет так же, как и
работать, а работает певица, по её собственным словам, по 52 часа в сутки.

И ещё одной темы хочется коснуться очень деликатно и тактично. Репертуар певицы очень разнообразен. Одним ближе её раннее
творчество, другим — более современное звучание новых песен. Я нахожу _её_ в самых разных периодах

творчества, в различных песнях. И всё же… Кто знает, какой была бы сегодня эта неорденарная певица, какие бы мы слышали
песни в её исполнении, если бы остался с нами, остался с ней, лучший её композитор — Владимир Ивасюк.

Таким образом, из всего моего эмоционально-фактического бреда вылавливаем информацию: наша героиня певица с Буковины,
живущая, здравствующая и поющая. Буковина — удивительно благоприятное место для великолепных голосов, которые щедро дарят
миру звонкую чистую песню.

Про чудовий край,
Чарівний край Черемоша й Прута.

Как же это случилось в моей жизни? Сложно сказать. Теперь мне уже кажется, что так было всегда, что никогда не начиналось и
не кончалось. Но ведь начало и конец есть у всего. Имя… С самого детства оно завораживало, звало за собой в какой-то омут
невероятных легенд и совсем незнакомого, но такого сказочно певучего Молдавского языка — теперь я филолог, а с любовью к
романским языкам ничего не могу поделать. Но, каюсь, Молдавским пока так и не владею. Значит, ещё жизнь продолжается, не всё

в ней мною сделано. Звуки имени смаковала, как конфету, оттенки вкуса которой можно уловить, лишь растворив лакомство в
себе, соединившись с ним каждой клеточкой. Теперь я неописуемая лакомка. Ещё был голос, ощущения от которого трудно облекать
в слова.

Цілий день ми з вітром колисались,
Він зі мною аж до хмар злітав.
Я йому казки розповідала,
Він мені свої пісні співав.

Песни ветра, сказки и напевы гор, солнце, реки, разновидности Украинской и Молдавской флейты — вот что нёс для меня
маленькой этот голос. И теперь никак не вырасту из сказок, безумно люблю народные мифы и легенды, способна закапываться в
них по маковку. Кожа моя не любит солнца, но в душе живёт его особый образ, несущий жизнь, добро, вдохновение и согревающий
больное горло, возвращая голос.

Были непонятные, но звонкие песни про родину… А однажды был праздник, новый год, кажется. И на его белоснежном сказочном
фоне красное, кажется, платье, как кровь на снегу, как цветок в вазе, ненужный, выброшенный на мороз. И даже в тёплые дома
не заглянуть, потому что на окнах тоже цветы, однако ледяные, мёртвые. И любовь, которая стучится и которой не могут
отворить.

Біда не в тім,
Що свище вітер лютий,
Що січень на вікні
Малює мертві квіти,
Біда не в тім,
Що ти мене не любиш —
Біда, що я тебе
Не можу розлюбити.

Было так или не было, но я так помню на уровне ощущений. Чувствую, что песни её кровью текут в моих жилах и если их нехватка
— мне надо в больницу. Это сердце и недостаток кислорода. А уж если попадается «проходная» песня — чего греха таить, бывают
и такие — это рана, это личная ошибка. Я не подумала, я допустила. А ещё, песня слегка отпускает меня, не совсем — на длинный
поводок, если в жизни моей всё гладко, если я счастлива. Но как только под ногами пропасть, как только дерево души гнут и
ломают безжалостные ветра — вот она, песня, сначала всыплет по первое число за легкомыслие и безответственность, вернёт на
место мудрость, опыт, расставит по местам ценности и меня саму возвратит на ту единственную, _мою_ дорогу. Песня успокоит и
согреет, даст работу и утраченный было смысл. Чаще других это _её_ песня. Каждое появление заставляет часто биться, молодеть
порой утомлённое сердце.

Спеть хотелось и хочется почти всё. И пою, и не получается так, как слышит сердце, и сержусь, на себя, и понимаю, что ещё тянуться и
тянуться — к солнцу. Увы, 52 часа в сутки не тружусь, а надо бы. Профессиональной певицей я так и не стала, но разве это
имеет значение, если в душе неумолчно звучит песня, если за собой ведёт такой сильный, вдохновенный и трудолюбивый учитель,
если для счастья достаточно влюбиться в песню и бредить ею, пока не выкристализуется, пока не получится, пока не вырастет в
тебе! Певицей я не стала, но свою червону руту нашла. Её волшебство и очарование никогда не угаснут во мне.

Ти признайся мені,
Звідки в тебе ті чари.
Я без тебе всі дні
У полоні печалі.
Може, десь у лісах
Ти чарзілля шукала,
Сонце-руту знайшла
І мене зчарувала.

Снова необъяснимая магия: волнуюсь даже от написания имени, но теперь уже пора, дальше медлить нельзя и всем яснее ясного:
СОФИЯ РОТАРУ — народная артистка трёх стран: СССР, Украины и Молдовы.

Дорогая София Михайловна! Возможно, вы никогда не прочтёте этих строк, но в них материализована, реализована, высказана
наконец моя любовь и благодарность Вам! Пусть принесёт всё это в Вашу жизнь хоть капельку незабываемого счастья. От всей
души поздравляю Вас с днём рождения! Оставайтесь такой же молодой, цветущей и певучей, какой мы Вас знаем и любим! Вы также
нашли свою червону руту, продолжаете беречь и преумножать её красоту и волшебные свойства. Пусть она никогда не увядает в
Ваших руках! Здоровья Вам и бесконечное море всего того, что Вас радует и вдохновляет! И уж простите некоторый мой эгоизм,
новых Вам прекрасных, сильных, по-настоящему крылатых песен!

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

7 комментариев to “Как я нашла свою червону руту”

  1. Светлана Медведева:

    Прекрасная, искренняя статья! В ней очень много тепла, магии, света и нежности. Этого трепетного, необъяснимого, притягательного и безграничного чувства. Должна признаться, что и сама часто оказываюсь глубоко неравнодушна к творчеству именно этой исполнительницы. Как-то не поворачивается язык применить к ней отдающее легкой вульгарностью «Певица». Восхищаюсь ее умением оставаться в стороне от грязи шоу-бизнеса. Женской мудростью, эстетическим вкусом — всегда великолепно подобранные наряды, украшения и макияж. Минимум кричащего и максимум той простоты, которая достигается только при наличии умения ощущать прекрасное. Есть в ее репертуаре вещи, которые касаются самых потаенных уголочков моей души. Та же «Червона рута» именно в ее исполнении, хотя других перепевок слышала множество. Попадаются и весьма талантливые, однако они какие-то излишне «правильные», а потому — неживые. И, конечно, «Только этого мало». Наверное, в этой песне на стихи Арсения Тарковского сосредоточена вся я, спетая Софией Михайловной. :) Так что прими мою самую горячую благодарность за эти душевные строки!

  2. Елена Чиркова:

    Благодарю за неравнодушие и некую созвучность. Если честно, о нарядах и украшениях писать боялась, ибо знаю, как было прежде, и не знаю, как теперь, точнее, не уверена. Всегда удивляло и радовало, что на сцене Софии Михайловне не были нужны даже серьги и кольца. Уверена, что в плане нарядов, там и сейчас полный порядок, верховенство вкуса и роскоши. А вот не появились ли бриллианты — вот в чём вопрос. Но в конце концов это не самое главное. Пока могла, я безусловно обращала внимание и на внешние атрибуты певицы. Это всегда необычно, празднично. Но главным остаются голос и песни. Это неизменно. Но не соглашусь с тем, что «Певица» звучит вульгарно. Из многочисленных интервью и опять же из песен понимаю, что «Петь» и «Песня» — сакральные слова для Софии Михайловны. «Исполнитель» несколько отдаёт чисто технической стороной, как на мой вкус. Но в Ротару певица и исполнительница неразделимы.

  3. Светлана Медведева:

    Насчет нарядов сейчас тоже не совсем уверена. Однако до начала двухтысячных, сколько видела Ротару на сцене, всегда удивлялась той роскошной простоте, с которой она была одета. И это радовало глаз, и выделяло ее из толпы пестрых певичек, обвешанных украшениями. А насчет слова «Певица» — вполне возможно. У меня, допускаю, испорчено представление о смысле этого термина. Уж очень распространено в Одессе «Певичка», неразрывно связанное с кафе-шантанами и кабаками.

  4. ++Аргунов Артём:

    Да, статья, действительно, получилась очень классная! Лен, молодчина! :) И певица — отличная! Современные её песни мне, правда, особо не нравятся, — они не плохие, но вот как-то не цепляют… Ранние же и, скажем так, средние, т.е. её репертуар примерно до середины — конца 90-х, — слушаю с большим удовольствием! И, что интересно, у многих ведь исполнителей голос со временем теряется, становится менее мелодичным, хриплым, осипшим и т.п. Взять, к примеру, ту же Пугачову, Антонова, Баярского и многих, многих других, которым давно уже пора уходить на покой, ибо своим современным исполнением они, к величайшему сожалению, лишь портят, унчтожают те добрые, светлые впечатления, которые оставили своими ранними выступлениями. А в случае с Ротару этого нет — голос и по сей день остаётся очень мелодичным и приятным, и это здорово!

  5. Елена Чиркова:

    Согласна, Артём, уйти вовремя — большое дело и не каждому оно по плечу. Но это и субъективно. Мы с вами можем считать, скажем, что Алле Борисовне пора, а кто-то продолжает восхищаться ею с юности и по сей день. Мне же хочется поставить здесь несколько иную проблему, которая никак не влезала в мою статью. Если мы читаем плохой рассказ, то прежде всего, виним автора. И это разумно. То же самое происходит с поэтами и их стихами. Но кто виноват в появлении, скажем так, проходных, легковесных песен в репертуарах довольно серьёзных исполнителей? Только ли и всегда ли только исполнители? Или это вовсе не их вина? Или же это вина всей команды, работающей с исполнителем? Артём не одинок во мнении, что раннее творчество Софии Михайловны, к примеру, затрагивает самые глубинные струны, в то время как песни после 85 года уже больше затрагивают ноги, чем душу. От себя могу сказать, что, во-первых, есть очень глубокие вещи и после 85 года, такие, как «Эхо» или «Чекай». Многие же песни неплохи сами по себе, но дико раскручены, а потому уже не воспринимаются должным образом. Но долгие годы понять не могу, как один и тот же человек с отличным вкусом может исполнять «Я стала старше на любовь» и, скажем, «Остров любви». Никого не хочу обидеть, но вещи же абсолютно разного веса.

  6. ++Аргунов Артём:

    Лен, я думаю, в каждом отдельно взятом случае — по-разному. Всё зависит от того, какое значение в команде имеет голос исполнителя — имею в виду не вокальные данные, а степень влияния на принятие тех или иных решений. Ведь не секрет, что во многих случаях исполнитель, на сцене предстающий перед нами королём, в закулисной игре является лишь пешкой, публичной персоной, не принимающей никаких решений ни в плане имеджа, ни в плане репертуара. Мы, слушатели, не видя всей полноты внутренней, закулисной кухни, привыкли возлагать всю ответственность на исполнителей, а на самом деле, — как по-мне, так к сожалению, ибо всё ж было бы логично и, пожалуй, правильно, если бы люди, выступающие пред нами со сцены были вольны всё же в области творчества и позиционирования себя, — это далеко не так. Поэтому, не зная как обстоит дело с закулисьем у конкретно взятого исполнителя, сложно судить об ответственности за проходные песни.

    Что до явного ослабления репертуара многих исполнителей, начавших выступать пару-тройку десятилетий тому назад, то, я думаю, это связано во многом со всеобщим ослаблением внимания, — как со стороны зрителей, так и со стороны исполнителей. Раньше ведь всю эстраду можно было чуть ли не по пальцам пересчитать, и, естественно, каждая новая песня, каждое новое выступление того или иного исполнителя было событием. Люди ждали этого, и, конечно же, относились крайне внимательно, быть может, даже предирчево к новым песням. Опять же: был контроль со стороны государственных культурных учреждений, хотя наличие такого контроля — палка о двух концах. Но это уже иная тема. В общем, было повышенное внимание, к песням относились очень даже серьёзно, — мне так думается.

    Сегодня ж исполнителей стало очень много, и народ попросту устал пристально следить за происходящим на эстраде. Упразнилось само понятие — певец, так как оным стало гораздо легче стать. Да и люди постепенно изменили отношение к музыке как таковой — во всяком случае, в основной своей массе. Сегодня, к сожалению, песня — это за частую звуковой фон, под который можно двигаться, танцевать, заниматься уборкой в доме, какими-то иными домашними делами, ехать в машине и т.п. Т.е. люди слушают, не вслушиваясь. Текст во многом утратил своё значение. А там, где расслабленность, там — деградация. Возьми те же физические упражнения: пока ты каждое утро занимаешься гирями, ты с лёгкостью выжимаешь то или иное кчисло повторов, делаешь это без напряга, без «нехочу», с удовольствием. А сделай перерыв в неделю-другую, и уже всё — начинается борьба с ленью, возникает необходимость в дополнительных усилиях — как физических, так и духовных. Эстраде ж был дан очень долгий перерыв, за который она успела основательно раслабиться…

  7. Константин Бенимович:

    Браво, Лена! Отличная статья вышла, проникновенная и искренняя. Можно с уверенностью сказать, что чарующие песни Софии Михайловны, да и сама она, стали неотъемлимым твоим жизненным талисманом.
    Мне тоже очень по душе творчество Софии Михайловны, любю и уважаю ее как личность. Поистине сильная творческая натура. Песни в ее исполнении завораживают необыкновенной мелодикой, проникновенным и чарующим голосом, причем как старые, так и новые.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top