search
top

Миры Марии Бородиной

«Оба они, врач и писатель, страстно интересуются людьми, оба они стараются разгадать то, что заслонено обманчивой внешностью. Оба забывают о себе и собственной жизни, всматриваясь в жизнь других»

Андрэ Моруа.

Что объединяет Артура Конан Дойла и Антона Чехова, Михаила Булгакова и Фридриха Шиллера, Франсуа Рабле и Уильяма Сомерсета Моэма, Арчибальда Кронина и Джона Китса? Вы, вероятно, ответите, что все они – классики мировой литературы, а я добавлю ещё,  что помимо писательства всех их связывала ещё одна страстная и пожизненная любовь – любовь к медицине.

Терпение, желание дойти до сути, последовательность и понимание человеческой натуры роднит литературу и медицину — такие, кажется, далёкие друг от друга сферы. Для врачей, прославившихся на ином профессиональном поприще, даже существует специальный термин: врачи-труэнты (от англ. truent – прогульщик). Хоть этот термин и прижился, но к нашей сегодняшней героине он совершенно не применим, ведь помимо писательской деятельности она ведёт ещё и успешную врачебную практику.
О потайной литературной «кухне», непокорных персонажах и месте женщины в большой литературе мы сегодня поговорим с писательницей Марией Бородиной.

 

Привет, Мария! Я знаю, что это интервью дебютное для тебя, как для писательницы. Как настроение?

Привет, Антонина! Настроение отличное. Не знаю, насколько хорошо получится им поделиться, но попробуем!

Что для тебя писательство – тяжкий труд или отдохновение после долгого рабочего дня и массы домашних дел?

Бывает и так, и так. Обычно, работая над романом, я отдыхаю. Для меня это своего рода психотерапия. И замечательный метод отвлечения от проблем насущных. Но так бывает, если идея ещё не выгорела и актуальна для меня. А вот если идея уже не так интересна, если утрачиваешь восторг от её познания, тогда и писать книгу сложнее. Выжимаешь из себя норматив – и всё. И, да: в подобных случаях работа над текстом становится тяжким трудом : ) Потому что я не привыкла бросать на полпути то, что начала. Тем более, если уже вложила много сил в проект.
Кстати, никогда не думала, что работа в соавторстве станет для меня удовольствием. В настоящий момент я работаю в соавторстве с Дианой Билык, и получается намного быстрее, интереснее и продуктивнее.  Как там гласит правило упряжки: одна лошадь тянет три тонны, а две — пятнадцать? Думаю, у нас как раз такой случай.

Известно, что Джоан Роулинг на заре своей карьеры вынуждена была не подписываться полным именем, и на обложке значилось сокращенное «Дж.», чтобы покупатели не знали, что книгу написала женщина. Приходилось ли тебе лично сталкиваться со скепсисом и пренебрежением со стороны читателя?

Со скепсисом и пренебрежением со стороны читателя конкретно ко мне – не приходилось.  А если мы говорим о пренебрежении к авторам-женщинам в целом, то да. Такое явление, к сожалению, имеет место на литературном поприще.
На штампы, вроде «женщина никогда не сможет написать ничего толкового», и на едкие замечания о женской логике я уже внимания не обращаю, скудоумие не лечится : )) Но замечаю печальную тенденцию: мужчинам-авторам в наши дни намного легче пробиться в печать. И требования по качеству текста к ним совершенно иные. Сразу скажу, что это всего лишь личное наблюдение, и я могу ошибаться.
И да: у меня были мысли взять мужской или нейтральный псевдоним. Но ведь мы лёгких путей не ищем, так?

Что ты будешь делать, если вдруг обнаружишь, что один из твоих персонажей превратился в Мэри Сью (прим: Мэри Сью  или Марти Стю  — персонаж, которого автор наделил гипертрофированными, нереалистичными достоинствами, способностями и везением)?

У меня была моя Мэри-Сью. В первом цикле повестей, что выжала из воображения на тетрадные листки в 14 лет. Отгадай, как её звали? Правильно, Маша. И, хоть на Машу меня и вдохновил вполне себе реалистичный и проработанный Лукас Уоленчик из СиКвеста, она ушла от него далеко… вперёд! Маша обладала телекинезом, телепатией, IQ, стремящимся к бесконечности, и, конечно, сногсшибательной внешностью и обаянием!
Будучи неопытным подростком и, конечно, ничего не зная о тонкостях писательского ремесла, я полагала, что чем больше будет у моих персонажей достоинств и талантов, тем лучше. Не понимала, отчего Маша так раздражает моих подружек. Лишь к концу цикла повестей на меня снизошло озарение. Я долго ходила в депрессии, а потом вывернула сюжет очередной повести так, что Маша лишилась сверхспособностей и стала обычной девушкой. Почти обычной.
Сейчас я стараюсь не допускать Сьюх на странички своих книг. Полагаю, что мои персонажи часто ругают меня за обилие препятствий на их жизненном пути, дефекты и недостатки, которые я им дарю. И не понимают, глупые, что это всё нужно для раскрытия их личности и потенциала с самого выгодного и красивого ракурса. И не знают, бедолаги, что я верю в справедливость, и всем им, непременно, воздастся по заслугам : )) В хорошем смысле.

Персонажи твоих книг поразили меня своей проработанностью и глубиной. На что ты опираешься, создавая такие многогранные характеры? Всегда ли твои герои остаются в рамках придуманного тобой характера?

Я сейчас покраснею : ))
Я люблю наблюдать за людьми. И вычленять то, что делает каждого из нас индивидуальным и неповторимым. Именно это знание я стараюсь использовать, создавая персонажей. Первое время я брала реальных людей в качестве прототипов, но непременно добавляла что-то и от себя. Кстати, мой первый персонаж на новом этапе творчества — Нери 42 — списан с меня.
Очень помогла мне соционика — отрасль прикладной психологии, изучающая информационный метаболизм и его особенности. В своё время я в ней утонула, продолжаю пополнять запас знаний и сейчас. Должно быть, помогло и то, что писала курсовые и рефераты для мужа (он у меня психолог по образованию).
Нет, персонажи не всегда соглашаются быть такими, какими созданы. И делать то, что задумано – тоже. Наш с Дианой последний роман «Куда улетают драконы» перекроил себя полностью. А началось всё… с персонажей!

Агата Кристи признавалась, что самые ошеломляюще сюжеты возникали в её голове во время ненавистного мытья посуды. А как возникли сюжеты твоих книг? твоё творчество носит стихийный характер, или оно подчинено строгому плану?

Вдохновение растёт отовсюду! Сюжеты приходят и на работе, и в домашней рутине, и даже во сне! Например, наш с Дианой первый соавторский роман «Попади ты пропадом!» пришёл нам обеим во сне, практически одновременно, но немного в разных интерпретациях. Роман «Завтра я стану тобой» также пришёл мне во сне.
Бывает и так, что идея вынашивается долгие годы, обрастая мелкими деталями и подробностями. Так было с «Дланью». Кстати, всё семейство Бессамори, Девятый Холм и его законы приснились мне в далёком 2005 году и 10 лет ждали своего часа. Так что, бывает и стихийно, и по плану.

Давай пофантазируем — кто из современных актеров мог бы сыграть главные роли в экранизациях твоих книг?

Очень интересно и заманчиво. Но, наверное, я полностью положилась бы в этом вопросе на менеджера по подбору актёров : )) Я кинестетик, а не визуал, и память на лица у меня никакая. От слова «совсем». Могу встретить на улице главного врача поликлиники, в которой работаю уже семь лет, и не узнать. А однажды столкнулась в холле ВУЗа со своей бывшей одноклассницей и не узнала её.
Когда в процессе работы над книгой нужно подбирать подходящих моделей или актёров, чтобы хотя бы приблизительно представлять детали внешности персонажа, я затрачиваю на это долгие часы : )) Для меня идентифицировать лица – крайне сложная задача.

Каким книгам ты всегда найдёшь место в своей библиотеке?

Книгам с закрученным и логичным сюжетом, с интригами и загадками. Книгам, поднимающим актуальные проблемы нравственности, морали; вечные этические ценности. Книгам, в которых приходится выбирать между плохим и очень плохим. С персонажами, что преодолевают себя, побеждают обстоятельства (или оказываются сломленными ими) и меняются. С огромной концентрацией социально-психологической драмы : )) С бэд-эндом и открытыми финалами (да-да, обожаю такое). И, конечно же, профессиональной литературе.

Спасибо за уделённое время! Пожелаешь что-то нашим читателям?

Верьте себе и своему сердцу. Делайте то, что хотите делать. Не позволяйте людям и обстоятельствам на себя давить. Помните, что никому и ничего не должны (если, конечно, не брали кредиты).
И, конечно, будьте счастливы : ))

Прочитать замечательные книги Марии вы сможете здесь.

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

2 комментария to “Миры Марии Бородиной”

  1. Галина Федорчук:

    Очень интересное интервью. Теперь хочется познакомиться с творчеством Марии. Спасибо!

  2. volobueva:

    Галя, обязательно познакомься — пишет девушка замечательно

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top