search
top

Алексей Григорьев: «Истинная причина упадка современного искусства — это бездуховность»

Стихи – это открытая дверь в духовный мир поэта. Если нет искренности – нет стихов. Но одной искренности мало, нужно уметь «взлетать» над суетой, видеть жизнь, как бы с высоты птичьего полёта, уметь разглядеть логику жизни за самыми обычными событиями и написать об этом так образно, чтобы и читатель почувствовал в своей душе резонанс, согласился с автором или поспорил, но не остался равнодушным.Такие стихи, дарит людям поэт Алексей Григорьев, который с радостью согласился поделится своим творчеством и размышлениями.

Алексей, как Вы начали сочинять стихи?

Все начиналось с музыки, как не странно. Академической. Готовился поступать на композиторское отделение, но не сложилось… Очевидно, что у словесной речи и музыкального интонирования много общего: ритм, размер фраз, интонирование. Музыка, собственно, и начиналась когда-то со слова, т.е. с пения или распевного речитатива. Не случайно символ поэзии — это лира. Вспомните и псалмопевца Давида, использовавшего псалтирь и гусли. В общем, как-то незаметно мелодия переросла в слово.

Как дальше сложилась Ваша жизнь?Какую Вы выбрали профессию?

Дальше все пошло совершенно в другую сторону, далекую от творчества. Все же музыка, особенно композиция, требует профессионального отношения. Это занятие не предполагает наличие второй профессии. Да и с исполнением собственных опусов приходилось изрядно возиться: искать исполнителей, если произведение писалось для каких-либо составов. Зато заложенные во время учебы основы музыкальной композиции помогают не только слышать чужую музыку и сочинять свою, но и применять этот навык в других областях, в том числе и поэзии. Насколько это у меня получается, судить читателям.

Вы  пробовали под свои стихи сочинять музыку?

Нет. Это другой жанр. То немногое, что я перекладывал на музыку, это стихи китайских поэтов и Есенина.

Чем для Вас дорого творчество Есенина?

Это то, что Пушкин называл: Здесь русский дух… Это больше про ранние стихи Есенина. Он черпал образы для них напрямую из фольклора, деревенской жизни. Он сам был носителем, источником этих образов. В отличие от городских поэтов, косивших под деревенщину. Впрочем, как и я сам: стихотворение «Бродень» написано под есенинским влиянием.Но мне за это ничуть не стыдно.

То есть, Вы не боитесь кому-то подражать, быть на кого-то похожим?

Все же намеренное подражание и влияние — это разные вещи. Стараться вобрать в себя опыт предшественников — это то, на чем и учатся поэты, ибо иных университетов у них нет. А подражать можно разве что только намеренно, упражняясь в стилизации, которая в музыке, например, не считается такой уж зазорной.

Чьим мнением Вы особо дорожите?

Профессионалов.Но только настоящих.
В отличие от музыкальной сферы, в поэзии их почти нет, или не осталось…

Как думаете, с чем это связано?

Это почти философский вопрос. Меняется жизнь, точнее ее ритм. Нет спроса на сложные,требующие вдумчивого подхода произведения. Двухчасовая симфония Малера явно не соберёт только же слушателей, как какой-нибудь поп-музыкант… Бродского до сих пор винят в том, что он сочинял слишком длинно и занудно. Может быть, но в противовес ему появились поэты-однодневки, не утруждающие себя изучением стилей, да и просто элементарной теорией…Общество потребления диктует спрос на легкоусвояемую пищу.

А люди ведь, все те же, как и в прошлые века, мне кажется, если была бы у них возможность, как у современных, иметь доступ к огромным разновидностям услуг,товаров и т.д.  они бы накапливали ничуть не меньше.Как думаете, может мы зря так преувеличиваем могущество общества потребления?Может истинная причина в другом?

Истинная причина — это бездуховность. Вернее, понижение духовного накала. Когда у людей нет границ в поведении, нет авторитетов, рано или поздно их интересы (помимо простых материальных, которые не зазорны) будут опускаться из головы и сердца все ниже и ниже, пока это не начнет вызывать обратного эффекта. По крайней мере, я очень надеюсь, что это произойдет. Вы заметили, что сейчас не принято называть вещи своими именами? Сказал: аборт, и уже не так страшно убить собственного ребенка. Сказал: «Они просто еще не нашли свою половину», — и приняли блуд. Извините уж за морализаторство, но все незаметно вытекает из потери основных ориентиров. Один святой сказал: Если Бог будет на первом месте, все остальное само встанет на свои места. Добавить к этому просто нечего. В таком состоянии людям сложно сосредоточиться на вещах, требующих вдумчивого подхода и отнимающих свободное время.

 Что Вы скажете о поэзии будущего?

О поэзии будущего. Ближайшего, конечно… Здесь опять уместно провести параллель с музыкой. Кого из ныне живущих академических композиторов вы могли бы назвать? Из последних, наверное, Шостаковича, Свиридова, может, вспомните А.Шнитке. Далее эта цепь как будто прерывается. Почему? Музыка зашла в некий идейный тупик. Использованы практически все возможности нашей 12-и тоновой системы. Смешение стилей, микрохроматика, электронные шумы. Что делать дальше: повторяться или продолжать эксперименты, результаты которых будут понятны все менее узкой группе специалистов?

В поэзии происходит одновременно что-то похожее и при этом современные поэты совершенно не используют весь потенциал русской словесности. Исключение: Бродский.Он объединил в своем творчестве разные стили, эпохи, переложив их на современный язык. Но большинство «сочинителей» просто эксплуатируют выработанную классиками стилистику в ее самых примитивных вариантах, даже не стараясь использовать все богатство поэтики (а ведь это целая наука!), апеллируя к тому, что, если стих хороший, то все остальное – неважно…  Но это, как минимум, непрофессиональный подход. Оттого большинство современных поэтов звучит тускло (представьте, что композиторы будут сочинять только вальсы или только марши – и приводить такое же оправдание). Возьмите же любой сборник того же Бродского (Цветаевой, Мандельштама): что ни стих, то смена размера, интонации, схемы рифм. Особенно – Пастернак. Ведь он начинал как композитор! Иногда это звучит непривычно для слуха,может быть, тяжело для восприятия, но это и есть развитие слова. Когда-то и Пушкин был в диковинку, но именно он ввел разговорный язык в поэзию.

Одним словом, современная поэзия еще не исчерпала классическое наследие в возможности его применения на современный лад. Но при этом язык более ограничен в средствах выражения, чем музыка. Поэтому звуковые эксперименты в духе Крученых не имеют серьезной перспективы в поэзии, в отличие от музыкального авангарда.

Что же до меня, то часто смущает в современных поэтах почти полное отсутствие понимания о форме (как композитора в прошлом, который строил любую фразу с оглядкой на ее будущее развитие), развитии мысли и его смыслового завершения. Мысль, не успев толком появиться, уходит в никуда… Наверное, это то, что я сам стараюсь избегать в своем творчестве. Надеюсь, что небезуспешно…

Вы посвящали кому-то свои стихи?

Да, но это были грустные посвящения… Хотя, не только. Есть Письмо одному поэту (Бродскому, подразумевается). Но адресат не назван там по имени. Он легко угадывается, в том числе и по скрытой цитате из его стихотворения.

Где вы публикуете свои стихи?Есть ли они в печатных изданиях?

Кое- что выходило в Питерском журнале Вокзал. А так — в основном в интернете. В контакте и  на stihi.ruhttp://www.stihi.ru/avtor/graalrusТам наиболее полная подборка.

Сонет I
с моих ли слов записывать сюжет,
историю, которой повториться
не суждено? а тех, кого уж нет, —
лишь память воскресит те лица, —

кто спросит их, как все на самом деле
было? кто виноват, и в чем причина?
и, даже если не солгу единым
словом, кто даст мне право? неужели

мне хватит смелости судить? постой!
когда язык опережает разум,
на этот случай есть совет простой:
молчание умней поспешной фразы.

о чем я не поведаю тебе,
на Страшном пусть откроется Суде.

 Осень

I

Дождь заваривает чай
Из пожухлых листьев в лужах,
Я тебя, моя печаль,
В гости ждал к себе на ужин.

Ветер хлопает окном,
Гаснут свечи, настежь двери,
Запах гнили сквозняком
Проникает во все щели.

Мир готовится ко сну,
Сбросив прежнее обличье,
Обнажив до неприличья
Всю исподнюю красу.

Я тебя в заветных снах
Ждал, как снег зимой ждет лета,
Чтоб растаять, быв согретым,
В твоих бархатных руках.

Осень, в мыслях о тебе
Износил до дыр всю душу,
По морщинам на лице
Я гадал о чем-то лучшем.

Незаметно пронеслась
Жизнь как фильм документальный,
Неслучайно началась,
Да закончится случайно.

Чай остыл, погаснул свет,
Моя тайная подруга,
Мы не можем друг без друга,
Но и вместе счастья нет.

Твой сюжет из года в год
Повторяется исправно,
Все пройдет, и мы подавно
Не минуем свой черед.

II

Осень бьется сонной мухой
О немытое стекло, —
Песня, грустная для слуха,
Без мелодии и слов.

Словно слезы на прощанье
Звезды скупо сеют свет,
И, отстав от расписанья,
Просыпается рассвет.

Лес очнулся поутру
Первой проседью покрытый, —
Ночь унылою палитрой
Разукрасила листву.

Снова клен в моем окне
Желтой лапою мне машет,
Снова дрожь под кожей пляшет,
Значит скоро быть зиме.

Осень, вечная старуха,
Убаюкала меня,
От того грустна для слуха
Мне мелодия твоя.

От того мой взгляд завистлив
На былую красоту,
Что лохмотья желтых листьев
Не скрывают наготу.

И не вспомнишь, как сама
Кем-то ты была желанной,
Скоро гостьею незваной
За тобой придет зима.

И, сомкнув твои глаза,
Отпоет собачьим лаем,
Белый саван опуская
На уснувшие леса.

III

Ветер обглодал деревья
Будто рыбии скелеты,
И голодным псом под дверью
Воет жалобно фальцетом.

Бесприютный, он с опаской
Жмется к мерзнущим прохожим,
Только мне от этой ласки –
Резь в глазах и дрожь по коже.

Отгонял его я прочь,
Пусть идет своей дорогой,
И не лезет мне под ноги,
Что за проклятая ночь!

До утра возиться с ней,
И куда не знаешь деться!
Оставалось только греться
Мне под светом фонарей.

Осень, я опять без крова,
Неприкаянный и нищий,
Чую, домовина скоро
Новым станет мне жилищем.

Не о том мечтал когда-то,
Глядя в небо над собою,
Неизбежною расплатой
Стала встреча мне с тобою.

Даль притягивает взгляд, —
Там раздетый, словно в бане,
Лес купается в тумане,
Сбросив наземь свой наряд.

Он не ждал к себе гостей,
Я его покой нарушу,
Что бы с ним отпарить душу,
Да мешок своих костей.

Наставление дочери

набор красивых слов — не повод
ценить любой источник звука,
особенно, когда одолевают
соблазны. нужно быть готовой:
в отличие от глаза, ухо
всегда открыто, не моргает,

а значит, ничего не стоит
подлить в него немного яда
из самых добрых побуждений.
запомни правило простое —
к ним не испытывать пощады.
каким бы ни был злобный гений,

общенье с ним к добру не приводило,
и вежливость тут не уместна,
скорее повод есть для гнева,
с ним окунувший хлеб в солило
был предан, и тебе известно,
плоды его с какого древа.

что я еще к своим словам
добавить должен, что бы ты
усвоила их как закон?
судить старайся по делам,
и, если ухо соблазнит,
то оторви его и выбрось вон.

Сонет V

не часто мудрые советы
способны остудить хоть чью-то кровь,
печальный опыт наш при этом
повторят наши дети… вновь,

Взирающий от куда-то с небес
на нас, Господь смахнет слезу,
зато порадуется бес,
что в вас обрел себе слугу.

и отчего, не знаем сами,
встречаем мы свою судьбу
с опустошенными руками,
да с каиновой меткою во лбу.

«храни и всуе не лиши себя
того, что дважды потерять нельзя».

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

2 комментария to “Алексей Григорьев: «Истинная причина упадка современного искусства — это бездуховность»”

  1. Аргунов Артём:

    Алексей, полностью с вами согласен. Читая интервью, лавлю себя на мысли, что не могу возразить что-либо ни по одному вопросу. Спасибо вам за интересное интервью, столь сильно резонирующее с моим мировоззрением!

  2. Алексей:

    Спасибо вам, Артем за добрые слова. Рад, что есть единомышленники.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top