search
top

«Делаю людям красиво!»

   Он стоял в пол-оборота у здания Луганской академической филармонии, куда пришел на концерт. Обаятельный, интригующий… Одного взгляда на этого человека хватило, что бы в моей голове сложился образ настоящего художника. Художника, для которого чувство композиции и гармония не простые слова, а образ жизни. Возможно, я наделила сверхкачествами человека, которого абсолютно не знала, и чтобы  убедиться в своей правоте, я решила познакомиться…

   Паоло Веронезе когда-то сказал: «Наиболее ценные свойства в художнике — искренность и скромность» Вот таким и предстал предо мною Вадим Шатилов – художник, фотограф, декоратор, лектор, инженер и просто интересная разноплановая личность. Вадим любезно согласился ответить на мои вопросы, и раскрыть перед нашими читателями тайны своей творческой души.

1. Расскажите, что повлияло на выбор профессии художника? Как это произошло, ведь до этого Вы учились на инженера?

«White & Green»
Техника: Акварель

Да, по первому образованию я инженер двигателестроения. Уж очень родители хотели иметь в роду инженера в третьем поколении, а мне в 16 лет не хватило силы духа отстоять свой выбор. Позже я понял, что глупо было тратить 5 лет на освоение неинтересной мне профессии, но ещё глупее будет потратить на неё всю свою жизнь. Поэтому после получения диплома инженера я тут же подал заявление на поступление в ЛГАКИ на живописное отделение и думал, что никогда уже не вернусь к технике и инженерии. Но у вселенной есть чувство юмора, так что мне довелось поработать и по первой, и по второй специальности. Никогда не знаешь, особенно в наше смутное время, какой из твоих навыков пригодится тебе в жизни. Порой знания, которые ты считал пустыми, выгодно выделяют тебя среди прочих претендентов на вакансию.

2. Каким Вы видите Ваш творческий путь в развитии? Чего бы вам хотелось достичь, и каким художником хотелось бы стать?

«Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему о своих планах». Не знаю, сильно ли рассмешу Бога, но в ближайшие пару лет хотелось бы провести выставку (предыдущая прошла в 2013 году) и договориться с издательством о выпуске календарей с моими иллюстрациями. За свою недолгую жизнь я застал развал СССР, дефолт, два конца света (в 2000 и 2012), две «цветные» революции, мировой экономический кризис 2008 года и одну гражданскую войну… С таким «везением» на более длительный срок загадывать побаиваюсь.

3. Почему Вам нравится писать копии?

Если я сталкиваюсь с какой-то трудностью, то обращаюсь к творчеству другого художника и через копирование его работы изучаю, как он решил ту или иную задачу. Копирование для меня занятие почти медитативное, позволяющие погрузиться в себя и привести мысли в порядок.

4. Какой материал Вам ближе? Почему?

Я работаю и акварелью, и маслом, порой вообще обхожусь без красок, выполняя поделки из бумаги, ткани или сухоцветов. Так что для меня важен не материал, а сам факт

создания чего-либо красивого. Самое главное – идея, а дальше уже выбираешь тот материал, который позволит наиболее точно её реализовать.

«Цветочный полумесяц»
Формат: 50х50;
Техника: Акварель

5. О чем вы думаете, когда пишете?

Я не очень продуктивный художник, творческий процесс у меня длительный. Иногда картина пишется за пару дней, а порой неделями, так что всех мыслей и не упомнишь. Бывает, что во время работы и вовсе «выпадаю в астрал», когда мозг отключается, и в голове звучит медитативная тишина. Но это только в том случае, если всё идёт гладко. Если же работа не удаётся, то в голове перебирается куча вариантов, как исправить композицию, тон или какое цветовое решение применить.

6. Есть ли что-то или кто-то, кто влияет на Ваше искусство?

Больше всего на него влияет моё настроение, именно от него зависит, что и как я буду делать. Кому-то со стороны повлиять на мой творческий процесс сложно, ведь я демонстрирую только законченные работы и никого не пускаю «на кухню». Бывает, что могу посоветоваться с кем-то из коллег, но это бывает довольно редко.

7. Как Вы считаете, что больше нужно художнику? Простота без эстетизма, или художественность важнее?

Что хорошо для раскрытия одного сюжета, будет неуместно в раскрытии другого, согласитесь, изображать танцора и шахтёра мы будем по-разному. Лично я сторонник того, что произведение искусства обязательно должно иметь эстетическую составляющую. Если изображать всё «как есть», то зачем тогда нужен художник? Достаточно иметь глаза и посмотреть вокруг – вот он мир без прикрас. В качестве примера приведу картину «Избиение младенцев» Питера Пауля Рубенса. Сцена изображена страшнейшая, но глаз не оторвать! А в качестве противопоставления можно рассмотреть работу какого-нибудь гиперреалиста, выполнившего превосходную копию с не самой лучшей фотографии. Мне кажется, что задача художника не скопировать реальность, а переработать её в угоду идеи: убрать лишнее, добавить недостающее, усилить характерное, сгладить несущественное. Всё зависит от того, какую задачу он перед собой ставит, а уже в зависимости от задачи выбираются инструменты.

8. Для кого художник должен писать, для себя или для зрителя? И почему?

Авторы утверждающие, что они не восприимчивы к критике — лукавят. А выставляющие свои работы на всеобщее обозрение и утверждающие, что работают исключительно «для себя» — нагло врут. Любому человеку, даже не являющемуся представителем творческой профессии, хочется, чтобы его работу оценили по достоинству. Отзыв публики — это лакмусовая бумажка, которой ты периодически себя проверяешь. К тому же, ничто так не мотивирует к дальнейшей работе, как позитивная ответная реакция от зрителя. При этом, конечно, взаимодействие со зрителем не должно перерастать в болезненную форму дешёвого заигрывания.

9.Бывает ли у вас творческий кризис?

Мне кажется, «творческий кризис» с заламыванием рук и закатыванием глаз себе могут позволить только очень богатые и именитые художники. «Вдохновение» для рядового художника непозволительная роскошь, ибо высока вероятность умереть с голоду до прихода музы, она, знаете ли, барышня ветреная и непунктуальная, на неё никакой надежды. Бывают случаи, что работа не выходит, что поделать, издержки профессии…

10. Как Вы с ним боретесь? Есть ли у Вас своя формула победы над ним? В его период, удается ли Вам рисовать, если да, то, как хорошо получается?

Зачастую аппетит приходит во время еды, а вдохновение во время работы. Так же благотворно влияет общение с коллегами, если ты окунаешься в бурлящую творческую атмосферу, невозможно вынырнуть оттуда без горящих глаз и новых идей.

11. Как Вы считаете, искусство создано для того что бы скрывать пороки человечества, указывать на них или бороться с ними?

Иероним Босх обличал человеческие пороки, Джон Сингер Сарджент напротив, идеализировал людей, а Шишкина человек не интересовал вообще, его волновала только красота природы. Картина – это слово художника, так что он сам вправе решать, о чём говорить со зрителем.

12. Пробовали ли Вы на вкус краску?

Детская медовая акварель безопасна, но пигменты профессиональных красок состоят из окисей тяжёлых металлов. На вкус я их не пробовал, да и вам не советую!

13. Как Вы относитесь к тому, что художник продаёт свои картины?

А разве должно быть иначе? Или у художника какие-то другие физиологические потребности, чем у простых смертных, и ни голода, ни холода он не чувствует? Почти все известные произведения, написанные до 19 века, были написаны на заказ, реже на продажу. Возможность творить «для себя» у художников появилась лишь в 19 веке. Постановка этого вопроса свидетельствует о том, что у общества нет адекватного представления о профессии художника. Её то возносят до уровня непостижимого чуда, то низвергают до удела инфантилов-неудачников. А ведь художник — такая же профессия, как и любая другая, да и кушать он хочет ничуть не меньше парикмахера, врача или инженера. Конечно, творческая профессия сродни проституции, постоянно приходится идти на уступки пожеланиям заказчика и покупателя. Просто одним удаётся сохранять баланс между пожеланием заказчика и вкусом, а другим — нет. Но это уже немного другой вопрос.

Название: Разбитый горшок; Серия: Укромные уголоки; Размер: 297×420 мм; Техника: акварель;

14. На художниках какой школы Вы профессионально росли?

Боюсь, что сейчас такая постановка вопроса уже не актуальна. Прошли те времена, когда художники были заложниками своих школ и географического расположения. На дворе 21 век и с этим нужно считаться. Не выходя из дома, ты имеешь практически неограниченный доступ к архиву мирового художественного наследия от каменного века и по нынешний день. Художник в противоположенной точке земного шара только наложил последний мазок, а ты уже видишь результат в инстаграме. Выбирай что тебе ближе. С одной стороны такая насмотренность даёт молодому художнику больше простора для становления, с другой приводит к нивелированию индивидуальности местных школ. Что поделать, глобализация…

15. Вы можете назвать собственное искусство «современным»?

Как только перед словом «искусство» появляется приписочка «современное» — это повод насторожиться. Скорее всего, вам хотят подсунуть фуфло. Произведение либо является искусством, либо нет, а если оно нуждается в различных приписках и многостраничных пояснениях, значит, автор не владеет в достаточной степени выразительными средствами, раз не смог донести до вас свою идею и замысел. Так что я согласен назвать своё творчество «современным» только в контексте того, что я современник зрителя.

Название: Потерянный сапог; Серия: Укромные уголоки; Размер: 297×420 мм; Техника: акварель;

16. Можно ли выучиться на художника или это призвание?

Процитирую Верочку из фильма «Служебный роман»: «Можно и зайца научить курить. В принципе ничего нет невозможного… Для человека. С интеллектом». Как я уже говорил, художник – это такая же профессия, как и любая другая, ею можно овладеть при должном уровне старания и правильном выборе педагога. Да, это будет среднестатистический уровень без претензий на высокое искусство, но это возможно. Впрочем, даже для художника «от Бога» немаловажным является поиск своей специализации. Опят же, в представлении большинства обывателей художник это «человек-швейцарский нож», по их мнению он должен уметь всё: и картину написать, и визитку сверстать и дизайн интерьера спроектировать… Но это совершенно не так. У художников множество специализаций. Так скульптор может быть отвратительным рисовальщиком, а первоклассный пейзажист — посредственным портретистом. Не нужно далеко идти за примером, так И. И. Шишкин, прославившийся своими пейзажами, не умел писать людей, и вынужден был обращаться за помощью к своим товарищам, но разве кто-то посмеет усомниться в том, что он был хорошим художником?

17. Акционизм — это искусство?

Восточный экспресс — Копия картины David Tutwiler
Материал: холст/масло;
Формат: 55х80 см;

Это очень коварный вопрос. Если он адресован мне как лектору, который периодически читает лекции по истории искусств, то я могу часами рассказывать о современном искусстве, его видах, задачах, известнейших его представителях… Но если он адресован мне как зрителю, то, по моему сугубо личному мнению, подлинный шедевр — это произведение, ценность которого практически не зависит от контекста. Многие же современные «произведения искусства» без контекста перестают иметь какую-либо художественную или культурную ценность. Да, порой это остроумно, порой интересно, иногда, даже познавательно, как например: исследования Малевича о влиянии цвета окружающей среды на производительность труда, или перфомансы Марины Абрамович, которые являются, по сути, социальными и психологическими экспериментами. Это всё очень интересно, но где во всём этом художественное мастерство? Нужно ли быть художником, чтобы выкрасить стены комнаты в один цвет или чтобы 6 часов неподвижно простоять голым в помещении со зрителями? Это сложный вопрос. Думаю, что всё это творчески-художественное месиво должно как следует взбродить, а затем пару веков отстояться, а там уже время рассудит что вино, а что уксус.

18. Помните свою первую серьёзную работу?

Да, помню, но это была не картина, а роспись стен детского развлекательного центра. Я впервые столкнулся с тем, что живопись может измеряться квадратными и погонными метрами! Во-первых, это был первый серьёзный заказ. Во-вторых, я работал я в команде взрослых профессиональных художников, и, несмотря на возраст (мне тогда было 18-19 лет), ко мне относились как к равному. Можно сказать, что эта работа стала для меня обрядом инициации, переходом из разряда любителей в разряд профессионалов.

19. Каким словом или фразой вы могли бы описать свои работы, своё творчество?

Гранаты — Копия картины Елены Базановой
Материал: 30х55 см;

«Делаю людям красиво»

20. Прежде чем приняться за работу, есть ли какие-нибудь ритуалы, помогающие настроиться на творческий лад?

Мой ритуал до неприличия прозаичен: хорошо выспаться, плотно позавтракать, включить музыку и поплотнее закрыть двери, чтобы в ближайшие несколько часов никакая бытовая суета не мешала сосредоточиться на работе.

21. Продолжите фразу: я никогда не нарисую…

…натюрморт с салом и водкой! В студенческие годы мне пришлось взяться за такой заказ, но я пообещал себе, что это был первый и последний раз. Назовём это тёмным пятном на моей художественной репутации.

22. Продолжите фразу: я творю, когда…

…мне хочется сохранить увиденную красоту и поделиться ею с другими.

23. Продолжите фразу: я хочу, чтобы…

…в мировом искусстве побыстрее закончился постмодернизм, и наступил новый Ренессанс! Ну, и, если можно, хотелось бы застать этот момент при жизни!

 

Вот на такой позитивной ноте и закончилось наше знакомство с молодым художником, чье имя, я уверена, будут знать далеко за пределами нашей страны. Поблагодарим Вадима за интересное и познавательное интервью и пожелаем ему творческих успехов и благодарных зрителей!

 

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов! В записи нет меток.

Похожие записи


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top