search
top

Светлана КАТЮШИНА: «Главное для меня — отношения между людьми и отношения человека с миром»

Дорогие друзья, имею прекрасную возможность познакомить вас с удивительной, самобытной, яркой, неуемной поэтессой, чьи стихи, словно корабли, ищущие пристани в глубинах человеческого сердца, наделены ощущением философского созерцания, поиском ответов на щемящие душу вопросы. Итак, у нас в гостях автор двух поэтических сборников «Хотелось лета» и «З найкращіх днів» — Светлана Катюшина.

Здравствуйте Светлана,рада приветствовать Вас в гостях у «Мира творчества»!Расскажите, пожалуйста, как Вы начали писать стихи?

Многие поэты сочиняют стихи с детства, и я не исключение. А вот записывать начала лет в четырнадцать, когда появилась потребность кому-то их показать.

Какие темы чаще всего Вы затрагиваете в своем поэтическом искусстве?

Философская проза и любовная лирика. Главное для меня — отношения между людьми и отношения человека с миром. Если стихотворение о природе, оно всё равно отображает человеческие движения души. Наверное, мои стихотворения — это в первую очередь самоанализ. Размышления об отношениях с родными и близкими, с любимым человеком. Очень люблю своё стихотворение «Тоска по герою» — оно о роли женщины в современном обществе.

Тоска по герою
В эпоху где рыцаря не найти,
Где выдуман даже роман без героя,
Хочу ли в герои? Быть проще собою.
И кто для эпохи герой, просвети?

Что делать, коль принц – ни умом, ни
повадкой?
Да только принцессам ли
плакать украдкой?
И вот мы спасаем из замков горящих
Бегущих коней и ревущих детей.
И лес побелел от драконьих костей,
Покуда мы рыцарей ждем.
Настоящих!

Как долго мы ждем, затаивши обиды,
И строим финансовые пирамиды,
Толкаем и тянем телегу прогресса –
Совсем не геройское дело – тащить.
Поэтому рыцарей не различить.
Где нужен герой –
положись на принцессу.

Мне кажется, что современные женщины как-то сбиты с толку, есть много книжек о женственности, но видимо этого недостаточно, раз так мало счастливых семей. Как Вы думаете чего не хватает для счастье самой женщине?

У меня нет готовых ответов. То, что преподносят нам современные психологи, меня не устраивает. Женщина во многом мудрее, сильнее психологически, чем «сильная половина» . Я ищу ответы для себя и делюсь ими в стихах. Сколько мы способны прощать друг другу? Всё ли нужно прощать? Зачем они вообще нам нужны, наши мужчины? Чего мы собственно можем от них требовать? И если никто никому ничего не должен, то где тут любовь? Как видите, здесь только вопросы.

Если бы мы — женщины точно знали что нам нужно для счастья, мы бы об этом попросили наших мужчин.

 Есть ли среди мужчин-поэтов Ваш мужской идеал?

Люблю когда муж посвящает мне стихи. В Есенине  люблю шалопая, в Блоке романтика… Ко мне вообще поздно пришло понимание и вкус к любовной лирике. В юности мне скучно было читать о любви. А нравились трагизм Лермонтова и Байрона.

Как Вы думаете, кому сейчас больше старается подражать поэтическая молодежь? Вы напомнили мне о Байроне, он  ведь в свое время имел огромное влияние на целую плеяду поэтов.

О! Поэтическая молодежь, какой вкусный вопрос! Когда мы были молодёжью и нас мокали носом в то, что мы не умеем писать стихи, мы хотели(и сейчас хотим) найти новые формы в поэзии. Зачем подражать кому-то? Нужно быть уникальными!

В прошлом году на день поэзии ходила в кафе «Хундервассер» слушать поэтов. Вот там, в основном, читала молодежь. Несовершенно, но свежо. Почти никаких строгих форм. Всё ближе к верлибрам. Любят они диссидентов символистов, Хлебниковых всяких. А пишут, конечно же, про подростковые переживания, про то, что жизнь дерьмо (простите). Попадаются очень талантливые, которые умеют выделить острые углы и подать их красиво и выпукло. А какого-то особого идейного вождя я, пожалуй, не заметила. Может просто не заметила?

Меня часто спрашивают поэты, творчество которых можно найти только в интернете, о том как издать свою книжечку, что бы Вы им посоветовали?

Книжку издать несложно. В Днепропетровске (в других городах, думаю, тоже) множество больших старых и маленьких  частных издательств. И за свои деньги издавать можно что угодно. Приходишь в издательство и оговариваешь какого объёма книга, какой переплёт, сколько это будет стоить… А главное совсем не в этом. Главное — твой текст. Иногда люди издают первую книгу и потом никому не признаются, что она у них была. Мне не стыдно за свою первую книгу. Из сотни стихотворений, которые я выбирала, оставила большую половину. Советовалась со старшими товарищами по перу, с руководительницей литературной студии, которую посещаю («Плавка») с Черкашиной Людмилой Константиновной. По сути, у меня было три независимых редактора, и я ещё решала прислушиваться ли к их советам. Ещё важно, зачем автору книга. Можно напечатать самиздат  и возить с собой на литературные фестивали вместо визитной карточки. Можно раздавать их друзьям, читать из них на творческих вечерах. А можно с претензией (как и я) издавать книгу официально зарегистрированную в Киеве. Тогда ты имеешь право даже через книжный магазин её реализовывать (буде у тебя найдутся друзья, которым это интересно). Номер стоит отдельных денег — в больших изданиях его сами покупают в Киеве. Для меня в своё время делала это подруга, тоже писательница и поэтесса. Адрес издательства в своём городе можно наверное узнать и через интернет(через справочное бюро тоже), если нет знакомых поэтов с книжками, которые подскажут где искать.
Катюшина2

Ваши книги можно легко найти в книжных магазинах вашего города?

Нет, к сожалению. Гипотетически такая возможность есть, но всем нужно заниматься. У меня есть знакомые с прозой, которые действительно реализовывали свои книги через магазин. Знать, как это сделать и действительно сделать — разные вещи. Наверное ,пока мне это не было нужно. Вот если бы я была Евгенией Бильченко (г. Киев), то стоило бы издавать большие тиражи и договариваться о продаже. Реклама у неё уже есть. А это немаловажно, если нужно что-то продать.

 Чем Вам нравится ее творчество?

Стихи у Жени очень откровенные, живые, непосредственные. Она преподаёт философию в киевском университете, и это самый хиповский преподаватель каких я знаю. С самого начала событий на Майдане она была там. И, конечно, отзывалась стихами на каждый поворот этих событий. Многое о том, что происходило в Киеве, я узнавала через её страничку в фейсбуке. Популярной Женю сделало стихотворение «Кто я» его неоднократно читали на Майдане.

Вы сами устраивали поэтические вечера?

У себя в городе, конечно, устраивала. В библиотеке по месту жительства, где мы с библиотекарем постепенно стали подругами. Презентовала свои книжки в библиотеке нашего района. Стараюсь вовремя узнавать о новых поэтических конкурсах, чтобы успеть зарегистрироваться и поучаствовать. У нас есть замечательный музей Литературного Приднепровья, который тесно сотрудничает с нами — литераторами (они делают художественные выставки, проводят музыкальные вечера). И центральная библиотека, под крылом которой «окопался» региональный союз писателей. Если человек хочет донести до других своё творчество, он может ещё больше. Читать стихи можно в школах и училищах, если быть к этому готовым и не стесняться запросто прийти к директору, представиться, и предложить: а давайте к какому-то празднику устроим у вас чтения. Но в первую очередь я помогала делать вечера, посвящённые творчеству наших классиков, приуроченные к круглым датам и тем зарабатывала право на внимание к себе. Так что стихи в школе я тоже читала.

Катюшина4

А кто из классиков Вам более всего по душе?

Как-то сложилось, что мне близок серебряный век поэзии. Люблю Пастернака и Северянина. Конечно, Ахматову и Цветаеву, Ахмадулину из Шестидесятников. Может быть кого-то я до сих пор ещё не знаю. Моя подруга, поэтесса Рена Одуванчик, несколько лет назад открыла для меня Вышеславского, потрясающий поэт. С Реной мы одинаково влюблены в Мандельштама. У меня много любимых украинских авторов.

Среди украинских поэтов: Олег Ольжичь — член УПА и сын известного советского писателя; Практически наши современники- Александр Зайвый и Ганна Свитлычна; Иван Свитлычный из репрессированных поэтов. Это те, кого я часто перечитываю и могу вспомнить навскидку.

Какую бы оценку Вы дали современной украинской поэзии? Что, на Ваш взгляд, характерно теперешнему времени?

Сложный вопрос. Не уверена, что я так хорошо и в таком объёме знаю украинскую поэзию, чтобы давать серьёзную оценку. Наверное, в ближайшее время внимание будет приковано к социальной и политической темам. А в плане художественном так вдруг не скажу, надо подумать.

Вам приходилось работать с начинающими поэтами?

Для начала мы все сами были начинающими. И главным для нас был не ритм, а смысл, который мы пытались вложить в стихи.

Когда меня знакомят со старшеклассницей или старшеклассником, которые пишут стихи, я всегда вспоминаю собственные предощущения, что вот теперь мои стихи выйдут в печать. И разочарование, когда со мной заговаривали о ямбах и амфибрахиях, о длине строк, сбивке ритма и предлагали поработать над стихами ещё. Всё, что любой из нас может сделать — это дать конспект с правилами стихосложения, привести на лит. студию, а у нас в городе их штуки три старых, собирающихся не один год, плюс новые, которые то организовываются, то распадаются. И, конечно, знакомлю с людьми, которые проводят молодёжные конкурсы. Когда-то я услышала фразу, что никого нельзя научить писать стихи, можно только дать возможность научиться самому. Наверное, молодежь должна переоценивать себя. Иначе откуда возьмётся дерзость соперничать со старыми, умудрёнными опытом поэтами (к которым я себя ещё не отношу, но какой-то дерзости и свежести жизненного восприятия мне уже не хватает). А слова не всегда положишь на музыку, хотя не все со мной соглашаются. Наверное, я идеализирую молодежь. Очень хочется верить, что новое поколение увидит прежние ошибки и придумает как их избежать. Так наши родители верили, что мы построим новый мир. И я верю, что у каждого нового поэта есть шанс для нового поворота в поэзии. Нельзя вылечить только косноязычие и убожество личности. Если человек что-то из себя представляет, то его интересно слушать и читать. И ещё важно постоянно расти над собой и меняться, ведь время не стоит на месте. Это то, что есть у начинающих — время впереди. А зрелому человеку нужно помнить, что ни в коем случае нельзя останавливаться — это творческая смерть.

Катюшина3

В ваших стихах встречается интересная фраза :
«Знаешь, у белого яблока ссор
Взор так ревнив и глух…» а что Вы имеете ввиду «у белого яблока ссор»?

Откуда у меня в стихотворении выскочило белое яблоко ссор? Это цепь ассоциаций. Яблоко- тугое, крепкое… Яблоко раздора, яблоко из-за которого Адама с Евой выгнали из рая. Наверное, яблоко не только для меня — абстрактная причина ссор. Почему белое? Вы видели белые от гнева глаза? Честное слово — это не метафора. Белый содержит в себе все цвета. А ещё белый — степень яркости. Солнце над нами жёлтое. А вот раскалено что-то может быть до красна, а может быть до бела. Так вот, белое более горячее. Может быть, я переборщила с образами? Иногда хочется сказать так много в двух словах! Когда люди ссорятся, они уже не слышат никого кроме себя. Глухое молчание… К тому же у меня там» Взор» напрашивается «глазное яблоко», которое приводит меня к яблоку раздора. Ревнив и глух — это уже состояние души лирического героя стихотворения. Где-то так.

Дурной сон

Знаешь, мне снились собачьи глаза
(Считаю дурным сном).
Я ведь поладить вовек не могла
Ни с одним ни единым псом.

Знаешь, у белого яблока ссор
Взор так ревнив и глух…
Только ведь это у нас не спор –
Это ода на двух…

Знаешь, мне снилось,
что кто-то смотрел
Взглядом тяжёлым (зверь).
И потому через все «но» и «не»
Верь мне пожалуйста, верь.

Были ли у Вас периоды творческого затишья, когда не писались стихи по каким-то обстоятельствам?

Конечно. Мы переживаем катаклизмы и периоды счастья, растём, меняемся, накапливаем опыт и потом выливаем всё это в поэзии. Временами что-то новое зреет в душе и ничего не пишется, а потом наступает продуктивный период. Я не боюсь затишья.

Спасибо Вам за полезную, содержательную беседу! От всего сердца желаем Вам дальнейшего творческого процветания!

 Принц 

Да кто тебя в телегу запрягал?
Сиди и жди, пока судьба настигнет!
Опять поешь себе, любимой, гимны:
Мол, труженица! Я бы обскакал

Тебя и без коня. Но ты проворней.
Не терпится ей замок возвести!
Принцессы в башнях могут? Вот и жди!
Но нет! Мечом бряцать тебе удобней.

Тебе – звенеть браслетами ножными!
Играть на флейте – не на нервах масс.
Блистай как самородок и алмаз.
За подвигами не гонись моими!

Она Амазонка
За подвигами не гонись и жди?
Так тридцать лет сидел Илья на печке.
Закончится терпенье человечье
И молодость пройдет – тогда блести!

И потому я разучилась ждать!
Терпение – принцессы благодетель.
Ты можешь думать, будто нет на свете
Уже принцесс. Но амазонок – рать!

Пусть спит герой, его уже не ждем!
С шитьем златым упрятаны наряды,
Отброшены, и пяльцы, и обряды,
Не колем ни иголкой, ни мечом.

Постигнуто плетение интриг,
Как в детстве некогда косы плетенье.
Всё нам, – благословенье, вдохновенье.
И муза носит брюки – новый шик.

А против воли кто нас запряжет?
Мы строим мир, в котором жить бы рады,
Пока Иванов нерадивых стадо
Пьет в доме, в думе, в бане, просто пьет…

Она возлюбленная

Не жду, не верю, что могу прогресс
Вновь подтолкнуть, лишь соблазнив шелками
Волос и кожи. Что подымешь знамя
В чужих горах в мою, и только, честь.

И кто-то строит дом который год,
А кто-то покорил моря и страны.
« Хотя бы починил на кухне краны!» —
Принцесса современная поет.

Тот рыцарь поклонялся красоте,
А нынче – покоряй ее и властвуй.
И каждый, возмечтав о личном счастье,
И не подумал о чужой мечте!

Кому теперь есть дело до мечты?
Мы пойманы в капкан одной рутины.
Когда освобожденье Палестины
Считалось подвигом,
Господь их всех прости,

Тогда мечтали лишь о возвращенье.
А нынче, ну-ка, отыщи мечту,
Еще не потускневшую в быту,
И у принцессы вымоли прощенье.

А принцу нрав прости его дурной.
Сегодня он и тих, и неприметен.
Но лик его всенепременно светел,
Хоть он в толпе – потерянный герой.

Подражание Цветаевой

Если себя любить,
Значит. забыть обо всех,
Как в немой тишине
Греметь тебе, звонкий смех?

Жить, не касаясь рук,
Глядя поверх голов,
Глаз не встречая, душ…
Кому твои перлы слов?

Нет, не проси. В кольце
Тягот и горьких обид,
Любя себя, или нет
Руку тяну другим!

В омуты глаз гляжусь.
Манят теплом, пьяня.
Если сама не смогу,
Ближний, люби меня.

Плечом к плечу

Ты догадался? Я из Маргарит.
Одну из нас меняя на другую,
Ты догадался?! Я тебя целую
Не в губы даже, а в раскрылье книг.

Всегда приятно что-нибудь спасти.
Но ведь всегда рискуют Маргариты.
Пока пути в грядущее раскрыты,
Мы – посохи для измождённых рук.

Усталых душ. Мы на распутье ждём,
К устам иссохшим флягу прижимаем…
Кто я вне роли? Без тебя? Не знаю.
И сколько мы плечом к плечу пройдём?

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top