search
top

«Я завещаю вам шиповник, весь полный света, как фонарь,июньских бабочек письмовник, задворков праздничный словарь…» (Интервью с Анастасией Шавлюк)

Как оценить свое творчество? Каков секрет успеха поэта? На эти и другие вопросы согласилась ответить Анастасия Шавлюк — наш автор, друг, талантливый поэт, человек, который не мыслит себя вне поэзии.

image

— Ты давно пишешь стихи?

— Не помню. Говорят, что какое-то время в детстве даже и говорила стихами. Сознательно рифмовать стала в начальной школе. Потом, раз хвалили, решила, что очень талантлива и надо писать активно и много. Думаю, что-то получалось, что-то нет, но, в целом, практика — хорошая школа. Теперь же пишу, если есть, что сказать, или когда по-другому чувства-мысли не выражаются. Думаю, вначале очень важна положительная реакция ближних. Она и потом важна, хотя, «почувствовав вкус», писать будешь, даже если получается графоманство: это- наркотик. Самое сложное — оценить полученное, себя оценивать.

— Согласна, оценивать не просто, для этого ведь нужны критерии. Какие они у тебя?

— Первое, — получилось ли выразить, что мыслила – чувствовала, и не противоречит ли получившееся моим принципам и остаткам здравого смысла. Лучше проверить фактическую достоверность: так, недавно отправила в небытие какую-то забавность, ибо в ней красивословие победило достоверность. А в процессе стихосложения стараюсь отслеживать сочетаемость слов, чистоту звукоряда, отсутствие нежелательных дополнительных смыслов (хотя можно и похулиганить). Хорошо бы показать полученное кому-нибудь другому (со стороны виднее) или, наоборот, дать материалу отлежаться. Вообще-то, время покажет, останется ли в словах что-нибудь ценное, когда «родительские» эмоции уйдут в историю. Да, нужно время.

— Целая методика. А что ты имеешь ввиду под «родительскими эмоциями»?Личное отношение к стиху?

— Методики нет. Просто в силу особенностей письменного общения, получаются развернутые высказывания, куда успеваешь сгрузить весь жизненный опыт. Родительское — ситуация, давшая импульс писать (излагается ли она дословно или сублимируется,- дело другое), а с ней все сопутствующие эмоции, предположения, выводы. Еще вопрос: станет ли стихотворение жить собственной жизнью или так и останется иллюстрацией на память.Личное отношение формируется со временем. Сначала понимаешь чаще всего только, насколько легко далось плетение словес и сказано ли то, что мешало жить.

— Как ты реагируешь, когда знакомые присылают тебе стихи для оценки,: тебя это утруждает, или ты с радостью комментируешь их?

— Смотря какие знакомые и смотря какие стихи. Хотя лично мне в стихах проще акцентировать внимание на хорошем, новом, интересном, чем, например, в музыке. Стихи вообще более самостоятельны, нежели, скажем, песни. Да, и остается надежда на какое-то движение и возможность изменений (если голос противный, певцу вряд ли поможешь… критикой). Конечно, личная симпатия обуславливает и дополнительную деликатность: для кого-то творчество сродни работе, а кому-то- часть тела. Критиком, наверное, быть сложно.

— А что для тебя более важно: высказать свое мнение или сказать,то, что хочет услышать от тебя человек?

— Быть в состоянии во всем видеть крупицу хорошего.Люди прекрасно чувствуют фальшь, так что беспочвенная похвала не пройдет, да и нехорошо лгать. А грубая правда бывает болезненной и невсегда нужной. Знающие мою гадостность ближние обычно ставят вопрос конкретнее: нравится/не нравиться  — одно; печатать /не печатать — иногда другое. И не всем же быть… Пушкиными. Есть хороший вопрос бытия «Зачем?»: найти свое место — вот штука. Обратная же сторона медали — самоценность каждого из нас. И если у X найдется хотя б один неравнодушный читатель/слушатель/реципиент, значит, X не зря писано. Письменная речь:- объемли необъятное!

— Хочется этот хороший вопрос «Зачем?» задать и тебе. Какой смысл ты вкладываешь в стихи?

— Поймала. Когда что-то мешает спокойно жить (неважно, в каком из множества смыслов), это «что-то» надо отпустить: написать… Можно еще сыграть, нарисовать, спеть… Но слова вроде бы лучше слушаются и быстрее уходят в свободное от меня плавание.

— Какие поэты очень сильно повлияли на твое творчество?

— Так или иначе, все, кого читала и читаю, но если говорить в ключе «кого особо заметно»… Должно быть, М. Ю. Лермонтов, А. К. Толстой, А. А. Ахматова, М. И. Цветаева… И куда ж без Маргариты Пушкиной: период увлечения творчеством группы «Ария» в бурные подростковые годы и меня не минул.

— Вопрос немного не по теме, но все же очень интересно: представь , что ты на минутку получила фантастическую возможность решать все проблемы. Что бы ты в первую очередь исправила?

— История не любит сослагательного наклонения, я тоже недолюбливаю. И потому, да будем решать, коль это возможно, все в свое время. К тому же то, что покажется оптимальным решением мне, может не подойти кому-то другому. Наверное, и хорошо, что ни у кого из людей, по существу, нет подобной возможности.

— Как думаешь, в чем заключается секрет успеха поэта?

— Природа — сфинкс. И тем она верней. Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. Август 1869, Ф. И. Тютчев. Думаю, и здесь что-то подобное. Если говорить о гениальности и талантливости, а не о востребованности или известности.

— Что бы ты пожелала читателям и слушателям «Мира творчества»?

— Не умелец я отвечать на подобные вопросы. Если кратко, то жить по совести, и, по возможности, быть счастливыми.

Мария Чопей

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top