search
top

Сергей Есенин и Марина Цветаева — различия и сходства

Как быстро летит время! Создали мы рубрику, где обещали вместе с читателями праздновать
творческие даты и события. Оглянуться не успели, а уже октябрь давно позади и ноябрю остались считаные
деньки. Каюсь и спешу хотя бы частично исправиться и наверстать упущенное.

3 октября (21 сентября по старому стилю) 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился один из самых звонких и
самых народных поэтов России Сергей Александрович Есенин. С ранних лет мы помним:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Уже гораздо позже

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь — как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали…
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Маленький Серёжа рос и воспитывался у бабушки, которая пела и рассказывала мальчику множество сказок, стихов,
преданий, народных песен и частушек, которые и пробудили такой красивый и щемящий голос будущего поэта. Когда читала подобные
строки в биографиях знаменитых поэтов, то думала, что у каждого из них была такая своя знаменитая няня или бабушка, своя
Арина Родионовна. Увы, не у всех.

120 лет назад, 8 октября (26 сентября) 1892 года, в Москве родилась, такая непохожая на Есенина, Марина Ивановна
Цветаева
— поэт, абсолютно не похожий на Есенина ни манерой.письма, ни звучанием стиха, ни образами, ни характером
лирического героя, человек из противоположной среды, городской и интеллигентной… Именно поэт, а не поэтесса.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Сегодня её имя и творчество знает каждый уважающий себя образованый человек. А вот наше поколение не может
сказать с гордостью, что знакомо с её весомыми и вескими горячими нервными строками с детства. Не было Цветаевских стихов
в школьной программе не по причине их сложности, хотя сложности их никто не отрицает. Не было её творчество ни Советским,
ни пролетарским. Да и как можно воспитывать школьников на поэзии самоубийцы. Но вернёмся к детству и няням.

Марина Ивановна происходит из интеллигентной высококультурной семьи профессора Владимира Ивановича
Цветаева и талантливой пианистки из Польско-Немецкой обрусевшей семьи Марии Александровны Мэйн.
Конечно же, была у юной Марины няня, правда, Асина (младшей сестры)
«С противной фамилией Мухина», но отнюдь не Пушкинская, а очень далёкая ото всякого искусства, понимавшая Маринины
поэтические восторги по-своему — житейски и приземлённо.

В Константинове Есенин с отличием окончил местное земское училище. После чего продолжил обучение в церковно-учительской
школе городка Спас-Клепики. Есенин должен был стать учителем грамоты, однако эта профессия его не привлекала и в 1912 году,
он уезжает вместе с отцом на заработки в Москву.

Первое сказанное Мариной слово было «Гамма», что подтвердило намерения влюблённой в музыку матери сделать из дочери
музыкантшу. Умная и талантливая Марина хорошо играла, тоже любила музыку, но не свою игру на рояле, а сердце её с шести лет
уж точно было отдано другой музе. Писать Марина начала сразу и по-русски и по-немецки, и по-французски.

Сергей Есенин в 1913 году поступает на историко-философский факультет университета имени Шенявского, работая одновременно
в типографии, где и знакомится с некоторыми знаменитыми поэтами того времени.

Начав своё образование в Москве, Марина Цветаева продолжила его в пансионах Лозанны и Фрейбурга. А в шестнадцать
лет прослушала курс лекций по истории старо-французской литературы в Сорбонне.
В 18 лет в тайне от семьи Марина Цветаева уже выпускает свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом», получивший
одобрение М. Волошина, В. Брюсова, Н. Гумилёва. .

Есенин начинает писать стихи с девяти лет, но в это время его творчество похоже скорее на частушки.
Первые официальные публикации Есенина были в журнале «Мирок» в 1914 году. Как раз там была опубликована и уже упомянутая
«Берёза». А первый сборник стихов Сергея Александровича Есенина «Радуница» вышел только в 1916 году
и был приветливо встречен критикой. Златокудрый Есенин сразу же сделался популярным.

Чую радуницу божью —
Не напрасно я живу,
Поклоняюсь придорожью,
Припадаю на траву.

Между сосен, между ёлок,
Меж берёз кудрявых бус,
Под венком, в кольце иголок,
Мне мерещится Исус.

Он зовёт меня в дубровы,
Как во царствие небес,
И горит в парче лиловой
Облаками крытый лес.

Голубиный пух от бога,
Словно огненный язык,
Завладел моей дорогой,
Заглушил мой слабый крик.

Льётся пламя в бездну зренья,
В сердце радость детских снов,
Я поверил от рожденья
В богородицын покров.

1914

В 1912 Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только ее мужем, но и самым близким другом на всю жизнь.
У супругов было трое детей. Средняя дочь Ирина умерла от голода в 1919 году.

Есенин же был балован женщинами с юности. Посвящал им прекрасные стихи, но редко был серьёзен в чувствах. Женщина для него
была прежде всего музой. Однако его любили сильно и самоотверженно. Если бы поэт ценил эти чувства, кто знает, может, жизнь
его сложилась бы совсем иначе.
Родители маленького Сергея не любили друг друга и семья рано распалась.
Возможно и поэтому всю свою жизнь Есенин стремился к настоящей семье, уюту. Имел три официальных брака и нескольких детей и
каждый раз уходил из семьи.

В 1915 году Сергей Есенин переезжает в Петербург. Там встречается с Блоком,
который даёт высокую оценку стихам юного крестьянского поэта. Именно Блок познакомил молодого есенина
С Николаем Клюевым, с которым Есенин долгое время сотрудничал и был дружен.

Цветаева не была знакома с Блоком. Она видела его дважды во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 года. Своё
преклонение перед поэтом, которого она называла «сплошной совестью», воплощённым «духом» и считала явлением, вышедшим за
пределы литературы, Цветаева пронесла через всю жизнь. Она не раз упоминала Блока в своей прозе и, конечно, в поэзии.

Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твоё — пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,

Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.

Имя твоё — ах, нельзя! —
Имя твоё — поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твоё — поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим — сон глубок.
15 апреля 1916

Что делает яркой и неповторимой поэзию Есенина? Образ Есенина-поэта двоится. Есть Два Есенина, противоречивые черты
характера, есть противоречивые черты его поэзии. Есенин — Московский озорной гуляка и Есенин — златокудрый крестьянский
мальчик с тонкой лиричной ранимой душой, жестокий ревнивый мужчина, ранящий грубо материнские чувства Айседоры и заботливый
сын, чьи стихи о матери не читаются без слёз, есть развязный хулиган и скрытная богатая
поэтическими образами и лучшими человеческими чувствами душа. Всё это вмещал в себе один человек и воплощал в своём
творчестве. Именно это слияние придаёт яркость и прелесть его стихам. Стихи Есенина о роковом, уходящем кабацком,
Об одиноком писателе, чувствующем себя ненужным иностранцем в родной стране. Тайна его успеха в лиричности, песенности,
исконной простоте, в народности его стихов. Бесконечно трогательна Есенинская любовь ко всему живому, земному, чему нет места
среди камня, среди городской суеты и военных маршей. Есенин — тонкий лирик, мастер глубоко психологизированного пейзажа,
певец крестьянской Руси и Руси Советской, певец деревни и Москвы кабацкой.

Все живое особой метой
Отмечается с ранних пор.
Если не был бы я поэтом,
То, наверно, был мошенник и вор.

Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.

И навстречу испуганной маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет».

И теперь вот, когда простыла
Этих дней кипятковая вязь,
Беспокойная, дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.

Золотая, словесная груда,
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.

Как тогда, я отважный и гордый,
Только новью мой брызжет шаг…
Если раньше мне били в морду,
То теперь вся в крови душа.

И уже говорю я не маме,
А в чужой и хохочущий сброд:
«Ничего! Я споткнулся о камень,
Это к завтраму все заживет!»

Что делает Марину Цветаеву запоминающейся, яркой, непохожей на других?
Прежде всего сила личности поэта, её неординарность, самобытность, напряжённость и необычайная энергетика её творчества.
В поэтике Цветаевой первенствует интонационно-ритмическая экспрессивность, парадоксальная метафоричность.
Любовные признания у Цветаевой сочетаются с надгробным плачем, гордость и непокорность с неудержимой нежностью. Стихи
Цветаевой — это влюблённость в любовь, влюблённость не в него, а внеё и в него сразу, это такая натянутость и острота чувств,
что вот-вот лопнет струна, это точность выражения, каждое слово, бьющее наповал и другого слова здесь быть не может,
потому Цветаеву нельзя перефразировать., пересказать по-своему.

Быть нежной, бешеной и шумной,
— Так жаждать жить! —
Очаровательной и умной, —
Прелестной быть!

Нежнее всех, кто есть и были,
Не знать вины…
— О возмущенье, что в могиле
Мы все равны!

Стать тем, что никому не мило,
— О, стать как лед! —
Не зная ни того, что было,
Ни что придет,

Забыть, как сердце раскололось
И вновь срослось,
Забыть свои слова и голос,
И блеск волос.

Браслет из бирюзы старинной —
На стебельке,
На этой узкой, этой длинной
Моей руке…

Как зарисовывая тучку
Издалека,
За перламутровую ручку
Бралась рука,

Как перепрыгивали ноги
Через плетень,
Забыть, как рядом по дороге
Бежала тень.

Забыть, как пламенно в лазури,
Как дни тихи…
— Все шалости свои, все бури
И все стихи!

Мое свершившееся чудо
Разгонит смех.
Я, вечно-розовая, буду
Бледнее всех.

И не раскроются — так надо —
— О, пожалей! —
Ни для заката, ни для взгляда,
Ни для полей —

Мои опущенные веки.
— Ни для цветка! —
Моя земля, прости навеки,
На все века.

И так же будут таять луны
И таять снег,
Когда промчится этот юный,
Прелестный век.

Революцию 1917 года Сергей Есенин встретил воодушевлённо, с надеждой на большие перемены в России, но после был несколько
разочарован, поняв, что революция — это ещё и голод, разруха, страдание. Литературные салоны посещали тогда люди, далёкие
от литературы и от всякого творчества. Кардинальные изменения происходили во всех сферах жизни.
Сергей Есенин, как и множество других, был растерян, не знал, что делать дальше.

Марина Цветаева встретила революцию 1905 года с пониманием, а вторую, в 1917 году не приняла, считая порождением сатанинских
сил, в результате чего и оказалась в 1922 году в эмиграции в Берлине, затем в Чехии и наконец во Франции. Жизнь её была
трудной после революции в России, такой же трудной и неустроенной в эмиграции и по возвращении на родину. Трудно было не
только и не столько материально, сколько морально:
непринятость, непонятость, одиночество, неприкаянность… Но творческая энергия Марины никогда не угасала.
«Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е.
по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…» Мечтала вернуться в Россию, дать сыну Родину.
В 1939 году вслед за мужем и дочерью Ариадной Марина Ивановна возвращается в СССР. Она мечтала, что вернётся желанным гостем,
А вышло иначе. Муж и дочь арестованы, сестра в лагере, сама Марина в постоянном поиске работы. Кое-как перебивается
переводами В 1941 году Марина Ивановна с сыном попадают в эвакуацию в Елабугу — последнее место жительства поэта.

Дома до звезд, а небо ниже,
Земля в чаду ему близка.
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска.

Шумны вечерние бульвары,
Последний луч зари угас.
Везде, везде всё пары, пары,
Дрожанье губ и дерзость глаз.

Я здесь одна. К стволу каштана
Прильнуть так сладко голове!
И в сердце плачет стих Ростана
Как там, в покинутой Москве.

Париж в ночи мне чужд и жалок,
Дороже сердцу прежний бред!
Иду домой, там грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.

Там чей-то взор печально-братский.
Там нежный профиль на стене.
Rostand и мученик Рейхштадтский
И Сара — все придут во сне!

В большом и радостном Париже
Мне снятся травы, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль как прежде глубока.

 

Сергей Есенин не покидал своей страны по политическим причинам. Много путешествовал, посетил вместе со своей женой
Айседорой Дункан Бельгию, Францию, Германию, Америку, но так никогда и не овладел иностранными языками.
Поначалу блеск заграницы поразил поэта, а потом он заскучал от непонимания, скованности, множества условностей и тп.
В результате поэт начал сильно пить, а брак с Айседорой после множества скандалов и жестоких сцен распался.
Свои впечатления об Америке Есенин описал в книге «Железный Миргород».

Марина не примкнула ни к одному из литературных течений. Её поэтические сборники, следовавшие один за одним, радовали
своей экспрессивностью и оригинальностью. В годы Гражданской войны и революции она почти не печаталась, однако росла
непреклонно. Результаты этого роста в книге 1921 года «Вёрсты». В 1923 г. в Берлинском издательстве «Геликон» выходит
её книга «Ремесло» высоко оценённая критикой.
В 1924 — «Поэма горы» и «Поэма конца», в 1926 г. поэма «Крысолов».
Последний прижизненный сборник «После России» появился в Париже в 1928 году.

Годы твои — гора,
Время твое — царей.
Дура! любить — стара.
— Други! любовь — старей:

Чудищ старей, корней,
Каменных алтарей
Критских старей, старей
Старших богатырей…
 
 

Находясь в творческом поиске, Есенин вместе с Мариенгофом и Шершеневичем в 1919 году создал группу Имажинистов (в переводе
с Французского Imagine — образ).
Внимание к образу в имажинизме привлекало есенина, однако он,
воспитанный на фольклорной традиции, полностью никогда не разделял взглядов имажинистов
на творчество, а в 1921 году даже выступил с критикой имажинизма в печати. Окончательный же
разрыв с группой произошёл в 1924 году из-за творческих разногласий.

20-ые годы для Есенина — годы неустроенности, одиночества, депрессий.
Это отразилось в двух поэтических сборниках: «Исповедь хулигана» (1921 г.) и «Москва кабацкая» (1924 г.).

Снова пьют здесь, дерутся и плачут
Под гармоники жёлтую грусть.
Проклинают свои неудачи,
Вспоминают московскую Русь.

И я сам, опустясь головою,
Заливаю глаза вином,
Чтоб не видеть в лицо роковое,
Чтоб подумать хоть миг об ином.

Что-то всеми навек утрачено.
Май мой синий! Июнь голубой!
Не с того ль так чадит мертвячиной
Над пропащею этой гульбой.

Ах, сегодня так весело россам,
Самогонного спирта — река.
Гармонист с провалившимся носом
Им про Волгу поёт и про Чека.

Что-то злое во взорах безумных,
Непокорное в громких речах.
Жалко им тех дурашливых, юных,
Что сгубили свою жизнь сгоряча.

Где ж вы те, что ушли далече?
Ярко ль светят вам наши лучи?
Гармонист спиртом сифилис лечит,
Что в киргизских степях получил.

Нет! таких не подмять, не рассеять.
Бесшабашность им гнилью дана.
Ты, Рассея моя… Рас… сея…
Азиатская сторона!

1922

На протяжении всего творческого пути главной есенинской темой была Родина. Но если в ранних стихах поэт в основном воспевал
красоту и одухотворенность русской природы, то в последние годы стихи о России приобрели трагический «оттенок».
Одна из последних поэм – «Страна негодяев» – вызвала серьезный интерес к Есенину со стороны правоохранительных органов, в том
числе ОГУП. В прессе поэта резко критиковали, обвиняя в беспробудном пьянстве и антисоциальных поступках.
В ноябре 1925 года Есенин был госпитализирован в Московскую психоневрологическую клинику. Причины госпитализации доподлинно
неизвестны. Но в декабре, соблюдая конспирацию, поэт уехал в Ленинград.

О гибели Поэта сейчас пишут и говорят много и разное. Доподлинно известно, что 28 декабря 1925 года Сергея Александровича
не стало. Официальная причина смерти — самоубийство. Конечно, его можно объяснить и депрессией, и одиночеством, и непомерным
пьянством, но всё чаще впоследние 20 лет говорят об убийстве поэта. На месте смерти
Сергея Есенина, в Ленинградской гостинице, найдено его последнее стихотворение, написанное кровью:

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.

‹1925›

Марина Ивановна Цветаева покончила с собой 31 августа 1941 года в Елабуге по понятным причинам. Ещё одним камнем в её могилу
были сложные взаимоотношения с горячо любимым сыном Георгием. Он недолго прожил после смерти матери и погиб на фронте.
Ещё — долгие и мучительные мытарства дорогих и самых близких ей людей — мужа и дочери Ариадны, сложная неоднозначная и
запутанная жизнь Сергея Эфрона в политике… Причин для добровольного ухода из жизни более, чем достаточно. Однако и в этой
истории мы всё чаще слышим: «Тайна гибели Марины Цветаевой».
Здесь также выдвигается версия убийства поэта спецорганами за дела мужа, за нежелание сотрудничать с НКВД и пр.

Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти
– Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.

Май 1913

Настал черёд Марининым стихам, настал черёд нового взгляда на её жизнь, творчество и смерть.

Два таких непохожих поэта. Так ли они противоположны. Нет ли точек соприкосновения в их жизни, творчестве и смерти?
Безусловно, они есть и их можно проследить даже в этих моих схематичных набросках.
Во-первых, это одна эпоха. Самый конец 19 века дарит России двух невероятно талантливых,
ярких и сильных поэтов, творчеством которых зачитываются абсолютно разные люди, первые шаги которых в творчестве замечены и
одобрены критикой, поддержаны лучшими поэтами того времени. Два человека с тонкими беспокойными ранимыми и поющими душами..
Эти души так по-разному, но одинаково больно «окровавила» революция, перелом в жизни горячо любимой родины.
Оба поэта, не смотря на событийную разность судеб, не нашли себя ни в Советской России, ни за ее пределами, но безусловно
нашли себя в поэзии. И наконец оба поэта по официальной версии добровольно ушли из жизни и о двух этих смертях всё чаще
исследователи биографий говорят как об убийствах.

Наверное, нет в моей статье ничего нового. Тогда для чего я всё это пишу? Для того, чтобы, читая,
вы почувствовали, что вам этого мало, чтобы взяли томик стихов Марины Цветаевой или Сергея Есенина
(зависит оттого, кто вам ближе) и прошлись любимыми стихотворениями, открывая в очередной раз в давно знакомых строках нечто
новое, ускользавшее от вас до сегодняшнего дня. А если вы пробуете себя в поэзии, то ещё и в очередной раз увидели те заоблачные дали мастерства, к которым нужно стремиться.

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

7 комментариев to “Сергей Есенин и Марина Цветаева — различия и сходства”

  1. Юлия:

    Спасибо Вам!
    Очень хорошая статья! Для меня ближе Марина Цветаева…

  2. roksolana:

    Здравствуйте, Юлия! Спасибо, что не прошли мимо. Мне тоже ближе Марина, но во время написания статьи по крайней мере больше стала понимать Сергея Есенина.

  3. amatalena:

    Спасибо, Роксолана! Замечательная статья! Обидно за нашу опереточную державу, которая не ценит и не хочет использовать такой огромный духовный потенциал, которым обладают незрячие специалисты. Такого бы преподавателя в университет! Они сами не знают, кого они потеряли. Зато мы нашли. Мы нашли тебя, Ленусик!

  4. Большое спасибо, Амата! Умеешь ты сказать просто, но тепло. Я не виновата. Так получилось само, правда. Когда начинала писать материал, даже не думала, что он выйдет таким.

  5. Константин:

    Полностью согласен с Аматой. Статья получилась очень солидная, без излишеств и пафоса. Действительно, твой творческий потенциал высок и в стенах университета он был бы весьма востребован и самореализован.В тебе есть преподавательские задатки Читая статью я невольно представил университетскую аудиторию, тебя, стоящей за кафедрой и читающей лекцию, и завороженно слушающих студентов. Думаю, что это далеко непоследняя твоя публикация. Творческих успехов тебе, Елена, и всех благ!

  6. Елена Чиркова:

    Спасибо ещё раз всем откликнувшимся. Как раз сейчас читаю книгу Ирмы Кудровой о различных версиях гибели Марины Цветаевой и понимаю, как далеко в моей статье всё от совершенства. Что ж, есть куда расти. Что касается моей гипотетической работы в университете, то здесь имеем то, что имеем, и то, чего в конечном счёте заслуживаем. Я серьёзно так думаю, ибо если бы не лень, если бы не страх, если бы другие приоритеты в то время, всё могло бы быть иначе. Теперь я благодарна судьбе за то, что могу в какой-то мере делать то, что делаю и чего хочу. Успехов всем вам! Заходите, не забывайте нас.

  7. Татьяна:

    Спасибо за статью и напоминание.
    Два имени – два пласта русской поэзии…
    Марина Цветаева. Её родина – вот она рядом в сорока километрах. Таруса. Как часто я бывала в этом тихом маленьком городке на левом берегу Оки. Бродила по его зелёным улочкам, обязательно посещала могилу Константина Паустовского.
    Есть теперь в Тарусе и музей Марины Цветаевой. А не так давно на главной площади поднялся памятник русской поэтессе. Её, Марину, теперь видит весь город, а она… она смотрит вдоль Оки, как будто оглядывает свой пройденный путь и, несомненно, глядит в наше будущее…
    Когда я впервые увидела этот памятник, у меня появились вот такие строчки.

    ПЕЧАЛЬ НЕ ОТПУСТИТ

    Памяти Марины Цветаевой

    Стихи, навеянные посещением
    города Тарусы

    Вечернее небо склонилось над домом,
    И ветры затихли, усевшись рядком.
    Застыли мгновенья. Слова в горле комом.
    Глаза закрываю – стихи ручейком.

    Вот если б вернулось то давнее время,
    Неслышно Марина бы к нам подошла,
    И веткой рябины, стряхнув с нее бремя,
    Мы ей передали б частичку тепла.

    Смотрю на Оку, что несет свои воды.
    Реке все равно, что прошло столько лет.
    В ладонях своих катера, пароходы
    Держала Ока, отводила от бед.

    Она постоянно играла с Мариной,
    Давала ей силы и к рифмам вела.
    Таруса, Таруска, Ока – вот картины,
    Что с детства Марина в себе берегла.

    Здесь воздух особенным духом настоян.
    Природа не прячет свою красоту,
    А звон мелодичный, летя с колоколен,
    Несет благодать, отводя суету.

    Марина босая взбежала на камень,
    А взгляд вдоль Оки, где когда-то стоял
    Дом-дача, родная обитель, и пламень
    В глазах ее скульптор навек изваял.

    Застыла фигура в молчании и грусти.
    Как много невзгод принесли небеса.
    Печаль ее нас никогда не отпустит.
    Стихи ее – Божья святая роса.

    7 ноября 2007 года

    А с Сергеем Есениным тоже связано много. Точнее, с есенинским Константиновым. В 70-ые годы прошлого столетия я раза три бывала на рязанской земле. И сейчас перед глазами высокий берег Оки, здание литературного музея Есенина, деревенская улица, дом-музей Есенина, а ещё – есенинские берёзы. Светлые, в золотом огне, они сразу настраивают души на поэтический лад…
    В 2013 году мне посчастливилось участвовать в Шестом Всероссийском турнире самодеятельных поэтов ВОС «Поэтическое ристалище». Проходил он В Рязани. Там, на Рязанской земле, опять всколыхнулись есенинские воспоминания. Турнир проходил в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Ребята приготовили интересную литературно-музыкальную композицию о Сергее Есенине. Звучали со сцены его стихи и песни. Сердце никак не могло не отозваться – слова сами ложились в строчки.

    НОВАЯ ГЛАВА

    На есенинской земле,
    Где берёзы тихо плачут,
    Провожая журавлей,
    Робко с ветерком судача,

    Где есенинской строкой
    Воздух Родины настоян,
    Пишет лучик золотой
    С затаённою мечтою.

    И гуляют по полям
    Рифмы, фразы, сочетанья.
    Выдаёт по векселям
    Их земля без назиданья.

    Появляются стихи
    Из созвучий и соцветий,
    Вносит в них свои штрихи
    Шаловливый нежный ветер.

    Соберу в тетрадь слова,
    Как букеты собираю,
    Будет новая глава
    Для Есенинского края.

    29.01-24.02.2013 года

    На одной реке родились и жили два великих поэта России. Да и не так уж далеки друг от друга Таруса и Константиново! Одним воздухом, одним русским духом дышали поэты, одной природой любовались. И мне кажется, только Русская земля могла родить таких столпов Поэзии.
    Спасибо Вам, что всколыхнули мои воспоминания.
    Татьяна Гордон

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top