search
top

Но только не судите строго, пока что это черновик…

А Вы - творческий человек? Узнайте об этом!

«Черновик — это прачечная текстов.» Ашот Наданян

Недавно в случайно услышанном разговоре я отметила фразу: «Ты что! Я так сразу не могу, мне посидеть надо, подумать… попробовать так, эдак. Я же не гений, чтобы сразу на чистовик!». И это заставило меня задуматься над таким вопросом: «Правда ли у гениев не было черновиков и все получалось с первого раза? Или потому-то они и гении, что исписав тонны бумаги, смогли найти то самое – совершенное?»

Вопрос философский! Мнения разные…

Фотографы шутят, что хороший снимок – это результат случайности или ошибки. По этому поводу Поль Гоген однажды сказал: «Ничто так не напоминает мазню, как шедевр».

Но есть и другая распространенная шутка о том, что профессионал отличается от любителя тем, что любитель делает один снимок, а потом показывает всем по тысяче раз, а профессионал делает тысячу снимков, а показывает только один». По-видимому, все остальные 999 снимков – это и есть черновики, которые безжалостно уничтожаются.

Но для начала давайте вспомним, что же такое черновик.

Черновик, черновой документ — предварительная версия документа (выполненная от руки, машинописью или с помощью компьютера), отражающая работу автора или редактора над текстом. Именно с черновика начинается, как правило, составление документа. После переписывания или перепечатки составляемый документ становится беловиком (чистовиком). Беловой документ — это рукописный, машинописный или компьютерный документ, текст которого перенесён с чернового документа (или сразу написан) без помарок и исправлений в виде, который авторы предполагают окончательным. Если беловик вновь подвергается правке, то становится вторым черновиком.

На самом деле черновики были даже у Великих! Эти измятые почерканные листы, теперь представляют большую ценность и хранятся под строгим надзором музейных работников!

Так выглядел первая страница черновика рукописи «Приглашения на казнь» Владимира Владимировича Набокова.

1nabokov

Рукопись романа Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон».

4Sholochov

Известны на весь мир, как и произведения Великого поэта, черновики Александра Сергеевича Пушкина. Их отличают характерные рисунки на полях, а так же по ходу текста, которые в буквальном смысле заставляют оживать персонажей. По этим наброскам многие знаменитые художники отмечали не только литературный, но и художественный талант поэта, восхищались, как точно он мог передавать пропорции, изображаемых лиц, наделяя их эмоциями и характером…

3pushkin

2Pushkin_Evgeni_Onegin_VI_Boat

Очень похож на черновики Пушкина черновик Михаила Юрьевича Лермонтова «Смерть Поэта».

5Lermontov-

Художественностью также отличались и черновики Федора Михайловича Достоевского.

6Dostoevskiy

Черновики Анны Андреевны Ахматовой доказывают, что и у великих поэтов стихи не рождались сразу, а нуждались в корректировке и доработке.

7Achmatova

Великие произведения Людвига ван Бетховена тоже начинались с набросков…

Beethoven

… а все знаменитые картины – с эскизов!

Eskizjpg

Но как говорил Эрнест Хемингуэй :»Любой черновой набросок сам по себе ничего не стоит«. Только усердный труд и неутолимая жажда совершенства могу сделать из него шедевр. Может быть, именно эти качества отличают талантливого человека? Вопрос опять философский, но в любом случае примеры черновиков знаменитых творений учат нас не бояться проб и ошибок и не останавливаться на достигнутом! Как говорится: «Москва не сразу строилась…»

oshibki

Вы пишете? Присмотритесь, возможно, именно Ваши каракули, зачеркнутые и переписанные бесчисленное количество раз, но выровненные наконец-то в печатный шрифт и облаченные в красочную обложку будут перечитываться снова и снова многие годы. Ведь они так похожи на рукописи Шлохова и Набокова!

Единственная вещь, которую нельзя зачеркнуть и переписать, переснять заново – это наша жизнь!

«Всё надо делать сейчас. И набело. Черновиков в жизни не бывает
Олег Меньшиков

«Жизнь — это книга, которую пишет человек, не имея права на черновики.»
Евгений Ханкин.

А что Вы понимаете под понятием «черновик»? Храните ли Вы их, показываете кому-нибудь? Много ли раз приходится переписывать произведение, прежде чем оно удовлетворит Вас полностью? Возвращаетесь ли к доработке уже готовых произведений? Приглашаем обсудить эту тему в комментариях!

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

4 комментария to “Но только не судите строго, пока что это черновик…”

  1. Галина Федорчук:

    Кое-какие черновые записи у меня сохранились, но, в основном, незаконченных работ. Может быть, я к ним ещё вернусь. А что касается примера великих, то сразу вспоминаются черновики Булгакова. Там столько поправок, зачёркиваний и т.д., что очень трудно разобраться в его записях.

  2. Татьяна Васильковская:

    Может быть и не правильно, но черновики сразу же выкидываю, как только перенабираю текст в электронном виде от рукописей избавляюсь, это дает ощущение завершенного дела, сразу становится легче и веселее! Но и к набранному на компьютере возвращаюсь неоднократно. Вообще иногда складывается впечатление, что в какой-то момент надо просто бить себя по рукам и говорить — все хватит, пусть будет как есть, а то могу править до бесконечности, порой даже уже в ущерб! даже уже опубликованный свой текст читаю, а руки так и тянутся еще вот тут подправить…))))

  3. Аргунов Артём:

    Если изначально пишу на бумаге, то, окончив набор, рукопись также выбрасываю, испытывая в эти мгновения особенное чувство, — скорее даже гамму различных, порой противоречивых чувств. В случаях, когда предполагается продолжение произведения, оставляю те фрагменты рукописи, где содержатся те или иные описания, характеристики персонажей (чтоб не выписывать эту информацию отдельно, но при этом она была под рукой).

    Править уже написанные тексты раньше совершенно не любил, довольно ревностно относясь к каждому написанному слову, наивно полагая, что, если оно пришло в голову во время творческого процесса, то исключительно оно должно быть, и никак иначе. Сейчас, конечно же, всё иначе, и произведения, написанные какое-то время тому назад, вполне могут подвергнуться правке. Так, к слову, в 2015 году я правил очень многие свои ранние рассказы; они теперь есть в двух редакциях — изначальной и прошлогодней.

    Набросков также очень много. Какие-то из них, пролежав определённое время в архиве, берутся затем в работу. К примеру, так сталось с полуфантастическим романом «Ответный удар», — фрагмент из нескольких глав более года лежал в архиве; затем был найден, и за месяц написан весь роман. Причём первоначальный фрагмент был переписан заново, и от изначальных первых глав в конечном варианте ничего не осталось (если только идея). Этот черновик стал исключением из правил, до сих пор сохранившись.

    А некоторые наброски, пролежав какое-то время, идут прямиком в мусорник, ибо приходит понимание, что текст пустой, и с него не сделать ничего стоящего.

  4. Я чаще всего сразу пишу чистовик, а черновики, если так мложно выразится, остаются в голове. Это, кроме всего прочего, связано с тем, что я люблю писать по порядку, от самого начала и до самого конца, не возвращаясь назад, а то, что я хочу написать, либо предстаёт передо мной с полной ясностью, либо мне просто легче составлять именно мысленные черновики. Если говорить о моих прозаических произведениях, где есть персонажи, там тем более стремлюсь писать всё по порядку, потому что хочу, чтобы мои персонажи сами говорили, а не я за них, т.е. хочу, чтобы они жили естественной жизнью, которая, как уже было замечено, не может иметь черновиков. Если вношу правки, то, чаще всего, незначительные, уточняющего характера, а первоначальный вариант не сохраняю: он уже не будет интересен и только займёт место…

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top