search
top

Человеческий язык: почему я считаю мат в литературе неприемлемым

В продолжение разговора о нецензурной лексике я решила поделиться с вами своими рассуждениями. Данный вопрос был поднят нашим педагогом в рамках курса «мировая литература», и я считаю, не зря!

1. В жизни и так полным-полно нецензурщины! Только ещё в литературе её и не хватало!
2. Я сама не ругаюсь матом, поэтому употребление подобных слов считаю вульгарщиной. Меня это коробит, а иногда и вовсе шокирует!
3. На мой взгляд, ненормативная лексика отталкивает любого интеллигентного читателя, поэтому книги, содержащие её, рискуют остаться не прочитанными!
4. Снижается художественная ценность произведения, а для меня это одна из главных составляющих литературы.
5. Такие книги могут прочитать дети, а книга, как известно, источник знаний, эталон письменной речи. А потом мы удивляемся, почему такое поколение выросло? Да потому что для них это в порядке вещей, всё в открытом доступе… Раз в книге так написано, значит, это не плохое слово, можно им и козырнуть.
6. Мат — это отнюдь не выразительное средство. Напротив, это показатель непрофессионализма! Если автор не может выразить свои мысли и эмоции цензурным способом, значит, в литературе ему не место!
7. Употребление нецензурной лексики в литературе — проявление неуважения автора к читателю.
8. Иногда автор слишком увлекается матом, и читать книгу становится просто невозможно. Герои ругаются, как сапожники!
9. Сленг, особенно в избытке, Может оказаться непонятным для читателя, отчего книга снова рискует быть закрытой на первых страницах. Никто не будет сидеть со словарём и переводить произведение на человеческий язык, тем более, что есть масса прекрасных книг!
10. Если без мата по каким-либо причинам ну уж никак не обойтись, необходимо использовать точки или звёздочки. Например, «б****». Коротко и ясно, а кому это не по душе, тот сможет безболезненно обойти острые углы.

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

12 комментариев to “Человеческий язык: почему я считаю мат в литературе неприемлемым”

  1. Аргунов Артём:

    К слову, да, и интерес к произведению, написанном с переизбытком не цензурной лексики, снижается, падает художественная ценность текста, и читать как-то… Не то, что бы стыдно, но как-то неловко. Возникает на душе какое-то гадливое чувство. Словно ты, едва выйдя из бани, нечаянно вступил в коровью лепёшку…

  2. Николай Кузнецов:

    Здравствуйте!
    Во-первых, прочитав все обсуждения и соображения на тему нецензурной лексики в художественной литературе, хочу полностью согласиться с тем, что мат в литературе совершенно не допустим. Действительно, потребление в произведении соответствующих слов является показателем авторского безъязычия (и это — мягко сказать). Но, с другой стороны, как мне кажется, произведение должно соответствовать тому, о чём или о ком оно говорит, иметь свой колорит, чтобы читательскому Станиславскому трудно было закричать: «Не верю!». Прозвучало предложение заменять мат на отточия и прочие знаки. Но тогда колорит исчезает: произведение рискует стать пресноватым и даже фальшивым (это особенно касается тех случаев, когда человек воспринимает его на слух). Конечно, поставить подобный знак-заменитель проще всего. Однако, думаю, лучше будет, если автор будет искать слова-заменители, хотя это и более трудная задача. От такого приёма будет двойная польза: возникнет тот самый колорит, та самая правдивость и сам автор будет развивать своё мастерство.
    А вместо мата, по-моему, можно вполне употреблять какие-нибудь вульгаризмы, ругательные слова (это для диалогов и монологов), а в авторском тексте достаточно упомянуть, что герой ругается по-чёрному… Впрочем, это только мои набросковые примеры: у каждого автора есть свои методы — их надо только найти. Но мат совершенно исключён: он смертелен для литературы и культуры, вообще, как яд чёрной мамбы.

  3. Тимур:

    Литература не должна иметь границ. Есть люди, которых мат забавляет, радует душу, но и тем не менее автор должен умело использовать мат в произведение.
    У всех разные мнения и убеждения. Не хотите — так не читайте.

  4. Анастасия Павлюченкова:

    Так-то оно так, но тогда, Тимур, согласитесь, пометка стоять просто обязана. Почему я должна платить деньги за книгу, которую не смогу читать?

  5. Тимур:

    Свобода будет, пока этому не запретит закон. Смиритесь.

  6. Анастасия Павлюченкова:

    А вы сомневаетесь, что закон рано или поздно урегулирует этот вопрос? :)

  7. Тимур:

    Не открывал Конституцию РФ, но я не думаю, что основные принципы отличаются отличаются от правовых норм Узбекистана.
    Мат не проявляет экстремизм и пр. Словом, мат не представляет угрозы государству. А главное:
    «… Цензура НЕ допускается» из 47 статьи Конституции РУз о «Средставх массовой информации»
    Или Вы думаете, что с демократией нынешняя цивилизация скатится в антидемократию? Сомненно. Исключением является то, что ИГ захватит РФ, но это невозможно, а если и возможно, то литературе прогрессивной больше не быть.

  8. Анастасия Павлюченкова:

    Речь не идёт о запрете мата вообще, ибо запретный плод во все времена был не просто сладок, но слаще и заветнее всего остального, а для русского, наверное, в разы… Как это так нам запрещают? Непорядок… :)
    Я говорю лишь о необходимости пометок о наличии нецензурной брани в художественной литературе. Помимо Конституции в РФ существует множество других законов, её дополняющих. Вот в СМИ, например, мат категорически неприемлем, потому что, сами понимаете, СМИ читают все. Буквально на днях Роскомнадзор вынес предупреждение «Новой газете» за употребление нецензурной лексики, за которое, между прочим, грозят немаленькие штрафы. Не думаю, что всё это придумали просто так, поэтому сильно сомневаюсь, что мат не оказывает влияние на народ в целом. Очень спорный вопрос…
    Впрочем, прекрасно отдаю себе отчёт в том, что каждый всё равно останется при своём мнении. :)

  9. Аргунов Артём:

    Тимур, а вы считаете, что прогрес в литературе обусловлен появлением в ней мата? То есть деградация языка, которым излагают свои повествования некоторые современные авторы, сюжетное ослабление, моральное, духовное обнищание — всё это по вашему признаки демократии?

  10. Тимур:

    Я совешенно случайно наткнулся на произведение с матом. Небольшой рассказ, а прочёл лишь чуть-чуть… Мои убеждения изменились. Раньше, то есть до этого общения, я не обращал внимания на подобное, ведь я читал только классику.
    Артём, я не высказывался что мат является признаком демократии. И вообще, Вы склоняйте мной высказанное в другую сторону. Свобода признак демократии, а уж нищета современной литературы — воля автоа.
    И всё не так плохо. Есть ведь годные книги, которые Вы можете читать.
    Я не раз убеждался, что юмористические энцеклопедии, типа Лурк и Абсурдопедия, в отличии от Википедии, воспринимаются молодёжью легче. Значит, так надо.

  11. Аргунов Артём:

    Свобода в принципе — вещь замечательная. Но не редко, получив её, люди начинают считать себя безнаказанными, творя порою просто ужасное… И это проявляется абсолютно во фсех сферах человеческой деятельности, включая литературу. По-разному, конечно, проявляется, но тем не менее. Поэтому, мне думается, что определённые рамки свободы просто обязаны быть. Везде. Иначе хаос. Джунгли в их худшем проявлении.

    Если же говорить об упрощённых формах восприятия информации, то они также хороши лишь до определённого момента, после которого начинается деградация. Если говорить применительно литературы, языка, то это и появление весьма ущербных сленгов, и сокращений типа «я тя лю» — проще говоря, возникновение слов-уродов.

    Любая крайность, будь то излишнее упрощение или чрезмерное усложнение, — плохо. Везде необходима преславутая золотая середина. Вопрос лишь в том, где она находится…

  12. Григорий Кириллов:

    От мата в любом случае надо отгородиться, но бывают такие произведения в мировой, а также нашей отечественной литературе, где без нецензурщины никак не обойдёшься. Мат бывает к месту, даже если он частотный. Лучший пример — это произведения писателя Юза Алешковского, на деле очень ироничные и смешные. Есть неудачные примеры, в духе позднего Аксёнова и Пелевина. Мат, конечно, не наше лексическое богатство, но это такая же часть нашей жизни, которое имеет своё место в сфере искусства. Главное, чтобы оно в искусстве было к месту, а не вокруг.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top