search
top

зачем вы пишете?

Зачем вы пишете стихи и тексты песен?

Зачем вы пишете крупную и малую прозу: рассказы, повести, романы?

Зачем вообще вы пишете?

На первый взгляд этот вопрос, заданный вам как прозаику или поэту, вполне может показаться странным и даже нелепым. Но так ли это на самом деле?

Давайте вместе попробуем порассуждать, и, я думаю, вы сами отчетливо увидите всю ту глубину, казалось бы, глупого на первый взгляд вопроса, поймете всю его важность для человека, занимающегося литературным творчеством.

И, перед тем, как начать, хочу вас попросить: читая все ниже сказанное, не забывайте записывать свои собственные мысли, которые, наверняка, будут возникать, а затем поделитесь ими в комментариях! тогда у нас с вами действительно получится совместное размышление и обмен мнениями. Договорились?

Так вот, для чего вы пишете?

Мне в голову приходит сразу несколько ответов на данный вопрос, которые я сейчас и перечислю, каждый снабдив комментариями и некоторыми размышлениями.

Я пишу ради развлечения.

Такой вариант ответа, пожалуй, наиболее подходит для школьников, которые в качестве занятной игры литературное творчество. Кто-то. Стянув у отца ножовку, долото, топорик, предпочел что-нибудь повырезать из дерева, кто-то — взяв лист бумаги и фломастеры, попытался нарисовать свою улицу, понравившуюся машину или приглянувшегося одноклассника, ну, а кто-то, вооружившись ручкой и тетрадкой, решил заняться написанием своего первого произведения.

В прочем, развлекаться подобным образом может и не только школьник, но и вполне себе взрослый человек, страдающий хроническим бездельем или томимый скукой.

Может ли в этом случае получиться что-то серьезное, достойное внимания тысяч читателей?

Если только автор окажется невероятно талантливым, гениальным человеком. В большинстве же случаев творчество таких писателей будет представлять собой слабую попытку подражания кому-то из известных авторов.

Сомневаюсь, что таким авторам стоит выносить свои творения на широкий читательский круг, именуя при этом себя прозаиком или поэтом.

А вот показать результат своих трудов близким, пожалуй, стоит.

И, если ни сам творческий процесс, ни наверняка критические отзывы первых читателей не погасят желание писать, стоит продолжать эксперимент.

Как знать? быть может, случайная забава пробудит скрытый до сих пор талант!..

Я пишу, потому что все пишут.

Представьте себе такую картинку: есть семейная пара, в которой оба супруга занимаются литературным творчеством. Живут они в каком-нибудь небольшом городке, общаясь исключительно — или в большей степени, — со своими единомышленниками, коллегами по перу.

В доме регулярно собираются люди, обсуждающие литературу: чьи-то новые произведения, новые течения в современной литературе, какие-то издательские нюансы, критические статьи и так далее.

И у этой творческой супружеской пары появляется ребенок.

Кем он станет, когда подрастет?

С довольно высокой долей вероятности — писателем.

И если ему передадутся таланты родителей, он сможет стать гениальным писателем. А если родится бездарь?

Поддавшись влиянию окружающих, он, вполне возможно, тоже начнет писать. Вряд ли, правда, напишет что-то стоящее.

Он будет писать не потому, что душа его будет этого требовать, и не потому, что сможет сказать что-то если и не новое, то, во всяком случае, свежее своим читателям, — нет! он будет писать, потому что все пишут…

Я пишу, ибо каждый пишет в 19 лет.

Помните, как поется в известной песне Валерия Ободзинского?

«В каждой строчке только точки после буквы «л»…»

Когда тебе 18 — 19 лет, когда ты понимаешь, что влюблен, что приятное волнение в груди и учащенное сердцебиение вызваны именно этим светлым чувством, когда твоя душа поет, а весь мир представляется исключительно в белом свете, когда ты не идешь, а будто бы паришь над землей, поэтические строки сами собой рождаются в твоей голове!..

Если вы уже проходили это, то отлично поймете, что я хочу сказать. Если нет, то и пояснять бессмысленно. Это необходимо почувствовать, чтобы понять. Слова тут бессильны.

Помните, как у Александра Буйнова:

«Хрусталь и шампанское —
пламя и лед.
а кто не любил,
тот меня не поймет».

Многие молодые люди — особенно романтические натуры, находясь под воздействием первых — особенно ярких своей новизной — чувств, начинают писать.

Как правило, они пишут стихи. Прозу — реже. И чаще всего их восторженные произведения посвящены, как говорили ранее, «предмету воздыханий».

Такие стихи, конечно, искренние, светлые. Но, к сожалению, в большинстве своем очень банальные, слишком прямолинейные и довольно примитивные.

В них очень много тафтологии или, как говориться, воды. Одна и та же мысль повторяется на протяжении нескольких строф, причем не редко выраженная примерно теми же словами.

Автор, взявшись за перо, начинает писать о своих чувствах, и так как они его переполняют, никак не может остановиться, поставить точку. В результате получается стих на несколько десятков строк, две трети из которых лишние, ибо просто повторяют уже сказанное в первой трети.

Да, в перспективе из такого автора может выйти действительно великий писатель. При условии, конечно, что изначальный запал не иссякнет, и сам автор проделает титаническую работу, которая и обеспечит его дальнейший творческий рост.

До этого ж, к сожалению, мы можем говорить лишь о весьма посредственном творчестве и графоманстве.

Я пишу, чтобы выйти из депрессии.

Давно известно, что творчество в целом и литературное творчество — в частности, может выступать и в качестве терапии, помогая выходить из депрессии, отвлекаться от каких-либо жизненных проблем, угнетающе действующих на психику и нервную систему, и так далее.

Кому-то творчество, как любимое занятие, помогает легче и быстрее выходить из подобных состояний, а кто-то только тогда и пишет, когда плохо, исцеляясь через собственное творчество, через творческий процесс.

В этом случае могут получаться эмоционально яркие и очень глубокие произведения, живые образы. Вопрос лишь в том, что они в себе несут?

Одно дело, когда автор, прибывая в депрессии, как бы сублимирует переполняющую его душу негативную энергию, перерабатывая ее в нечто позитивное и созидательное, — в стихи и рассказы, полные любви, в произведения, сквозь которые яркой нитью проходит мысль о добре, вере и так далее.

И совсем другое, когда автор рисует в своих произведениях переживаемое им чувство, изображает мир сугубо в черных красках, выливая, скажем так, необработанный негативизм со своей души в произведение, посредствам которого затем импортирует такое вот настроение своим читателям.

Вполне возможно, что автор второго типа произведений, излив все то, что его тревожит, на бумагу, чувствует себя гораздо легче. И, наверное, если это помогает, есть смысл прибегать к подобному врачеванию.

А вот выносить подобные произведения на широкую публику, наверное, вряд ли стоит. Слово — это очень мощный инструмент воздействия. И каждый автор несет прямую ответственность за то влияние, какое оказывает на читателей его творчество.

И если ваше творчество, написанное ради выхода из депрессии, несет в себе исключительно негативную энергию, исторгнутую вашей душой, если оно погружает ваших читателей в то состояние, из которого, занимаясь творчеством, вы сами старались выбраться, то стоит ли его кому-либо показывать? не лучше ли его сразу ж уничтожить, как мы уничтожаем бинты, которыми ранее перевязывали гноящиеся раны?

Я пишу, чтобы стать известным.

Безусловно, каждому из нас приятно, когда на том или ином концерте нас объявляют, как поэтов или прозаиков, лауреатов таких-то премий, участников таких-то весомых организаций и т.д.

Наверное, каждому из нас, в той или иной степени, но хочется, чтоб его узнавали, чтоб о нем писали, говорили.

Но, между тем, для одних все это лишь приятное дополнение к множеству иных удовольствий и приятных ощущений, получаемых от литературной деятельности, от занятия творчеством, а для других — самоцель. То есть люди занимаются творчеством исключительно для того, чтобы упиваться славой.

Может ли такой автор написать что-либо действительно гениальное и, как говорится, не тлеющее?

Я думаю, да. Особенно, если этот человек одарен талантом.

Другой вопрос: много ли действительно достойных внимания произведений, — таких, которые будут читать спустя десятилетия, — напишет человек, думающий не о своем читателе, не о том, что он хочет донести людям, какие струны их душ затронуть, а о славе, о сиюминутной популярности?

Мне отчего-то кажется, что мало. А вы как считаете?

Я пишу, чтобы заработать.

Все, что делается в первую очередь ради денег, обречено на провал.

Или, скажем так, не достигнет тех высот, которых могло бы достигнуть, не сосредоточься автор на мыслях об обогащении.

Только когда ты, делая что-либо, думаешь о людях, для которых, по большому счету все и затеваешь, когда ты сосредотачиваешься на мыслях о пользе, которую ты им принесешь своим трудом, — только тогда можно ожидать действительно мощную отдачу, в том числе и финансовую.

Все наши действия имеют свойство бумеранга. Если мы что-то делаем ради оказания какой-либо помощи другим, т. Е. Своими действиями в первую очередь несем добро, то и нам в итоге будет хорошо.

Если ж мы думаем исключительно об обогащении, то, вполне возможно, какие-то деньги и заработаем, но это будет кратковременно. Затем все рухнет, ибо мы, ставя пред собой цель — заработать, не думаем о людях, о том, что им даст наше творение, мы создаем пустышку, — рожаем мертвого ребенка.

Поэт или прозаик, занимаясь литературным творчеством исключительно ради заработка, по большому счету создает лишь плагиат, перенимая у других популярные ходы да хорошо сработавшие фишки. Он следует различным схемам написания увлекательных произведений, учится применять те или иные приемы, подбирает кричащие заголовки для своих произведений, забывая при этом о самом главном — о необходимости вкладывать душу в свое произведение, делая его живым, а не искусственным.

Создавай, думая о людях, для которых ты это делаешь, и тогда будешь вознагражден. Это библейская истина, постоянно и во всем себя подтверждающая. Литературное творчество не исключение. Автор же, думающий лишь о деньгах, оборачивает свое произведение в красивейшую этикетку, напрочь забывая о начинке приготовляемой им конфеты.

Я пишу, чтобы поделиться своими мыслями и переживаниями.

У каждого из нас есть свое призвание, свое особое предназначение в этом мире. Своя миссия, если хотите. Вот только, пожалуй, не каждый из нас способен определить, а затем, — что, согласитесь, важнее первого, — принять свое предназначение, т.е. Заняться тем, что, быть может, не принесет сиюминутной славы и финансовой выгоды, но в дальнесрочной перспективе способно дать гораздо большее.

А в чем же, возможно, спросите вы, заключается призвание литератора, т. Е. Человека, занимающегося литературным творчеством? как определить, что у того или иного человека именно такое призвание?

Такой человек, мне думается, в первую очередь будет писать ради того, чтобы изложить свои мысли, поделиться с предполагаемым читателем своими знаниями, рассказать о своих чувствах и переживаниях. Он будет думать не о славе или гонораре, а о своем читателе, о том, что тот сможет извлечь, прочтя произведения.

Такой автор сможет пройти долгий путь творческого становления, отделяющий его от первых публикаций, первых читателей и общественного признания. Отказы в публикации его произведений не убьют в нем желание писать. Он с интересом и удовольствием будет продолжать работать над редактурой своих текстов, упорно трудиться над совершенствованием и творческим ростом.

Он будет писать, не смотря ни на что, ибо не сможет не писать. Уже сам творческий процесс доставляет таким людям удовольствие. Не результат работы, но сама работа, необходимая, как хлеб и воздух!..

И, конечно же, такой автор будет уделять огромное значение тому, что он пишет, но это уже тема отдельного разговора.

Вот такие мои мысли и соображения по данному вопросу.

А что об этом думаете вы? поделитесь в комментариях своими заметками, которые, я надеюсь, как мы с вами договаривались в самом начале беседы, вы делали, читая мои размышления. Ведь наверняка у вас есть свое мнение, и мне было бы интересно с ним ознакомиться.

А также предлагаю вам принять участие в опросе, честно ответив на вопрос: «Зачем вы пишете?»

Опрос анонимный, так что вам ничего не мешает выбрать тот вариант ответа, который действительно отображает ваше отношение к литературному творчеству.

Итак, зачем вы пишите?

Зачем вы пишете?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

К слову, если сочтете интересной, достойной внимания данную статью, нажмите на кнопки соцсетей и порекомендуйте ее вашим друзьям — узнаем и их мнение, да и голосование покажет более объективную статистику.

На этом же я буду оканчивать свой монолог. Огромное вам спасибо за внимание и терпение! и теперь ваш черед высказываться, а мой — читать ваши мысли и суждения.

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

6 комментариев to “зачем вы пишете?”

  1. Аня:

    Кхм.. Значит, так.. Захотелось спорить ) Во-первых, про депрессивные стихи.. Сразу вспомнился Есенин.. У него же много стихов таких.. К примеру, «не жалею, не зову, не плачу».. если бы не последняя строчка, можно было бы по прочтение пойти и повеситься, ибо всё — тлен.. И много таких примеров.. Увы, только в голову щас не идут, чтобы подкрепить мою доказательную базу. Второй момент.. Любовные стихи, под влиянием чувств, первой любви и т.д. Ты пишешь, что «может быть потом, в перспективе, да с титаническим трудом».. То есть, сейчас, то, что пишет человек под влиянием чувств — это сто процентов в мусорку и однозначно без «божьей искры»?.. Ты готов ответить за свои слова? 😉

  2. Аня:

    Да, ещё «и скучно, и грустно» Лермонтова.. там вообще ни одной позитивной строки…

  3. Аргунов Артём:

    Нет, 100% дать, конечно, нельзя, ибо везде, — а в творчестве, пожалуй, в особенности, — возможны исключения. Быть может, парень или девушка, испытывающие чувства первой любви, являются очень начитанными людьми, любящими и ценящими поэзию, либо просто гении, да, тогда, наверняка, их первые строфы выйдут очень даже сильными. А так, скорее всего, стихи получатся очень эмоциональными, импульсными, что, конечно же, отлично, но, в то же время, слабыми в плане рифмы, ритмики, образности, несколько разтянутыми, похожими на сотни тысяч своих собратьев. Загляни на те же stihi.ru — там множество таких примеров, о которых я упомянул в статье. Читая, понимаешь, что стих стоило окончить где-то на первой его трети, ибо дальше пошли сплошные повторы выше сказанного. Плюс — зачастую сильно заезженные рифмы…

    Нет, в топку, конечно же, их отправлять не стоит. Просто относиться к подобным произведениям самим же авторам, мне думается, следует несколько скромнее, ибо это всего-навсего их первые попытки. Хотя, безусловно, для самих авторов эти стихи дороги — и как первая проба пера, и, тем более, как строки, в которых отображены их чувства, их переживания.

    Вопрос в другом: будет ли человек, написавший первые несколько стихов под влиянием светлых чувств первой любви, и далее писать, или ж это разовый импульс, случающийся у многих в 18 — 19 лет (или тогда, когда возникают первые чувства)? Разовое ли это явление, или ж действительно пробуждение заложенного природой таланта?

    Что до стихов с мрачным смыслом — не совсем понял суть твоего возражения. Или это вовсе и не возражение, а согласие? :)

  4. Аня:

    Что касается «стихов с мрачным смыслом» — ну тут у меня прямое возражение.. Я привела в пример Лермонтова, Есенина, и сколько таких ещё примеров.. И ты всё равно полагаешь, что эти стихи они не должны были показывать никому, должны были уничтожить?.. А вообще, я чем дальше во всё это вдумываюсь, тем больше мозг закипает.. Ты правда думаешь, что поэзия, да и вообще писательское творчество — это «титанический труд»?.. Нет, несомненно, продвижение, развитие, совершенствование.. Если человеку хочется.. Но «титанический труд» именно по оттачиванию техники и т.д. Не убивает ли это творчество как таковое?..

  5. Аргунов Артём:

    Я просто исхожу из того, что автор несёт ответственность за то, какие эмоции и, возможно, последующие действия читателя вызовет его произведение. При этом, естественно, мы подразумеваем, что у читателя всё впорядке с психикой. И если произведение погружает читателя в глубокую дипрессию и непроглядную тоску, то, наверное, следует задуматься о том, следует ли вообще публиковать такое произведение. Что оно даст людям? Зачем его другим читать? Опять же, следует отметить, что речь идёт о произведении в целом, а не его отдельных фрагментах, несущих разные эмоциональные посылы. И я не говорю о грусти, печали, как таковых, о различных переживаниях, описываемых поэтами и прозаиками, — всё это естественно, природно. Я о слишком уж мрачных тонах.

    Что до титанического труда: всё зависит от цели, с которой пишется то или иное произведение. Да и потом: для кого-то тяжкий труд — написать 3 — 5 листов текста, а кто-то и сотню напишет на одном дыхании. Всё относительно. Но если мы почитаем историю тех или иных произведений, ставших классикой, то увидим, что автор работал над ними очень даже серьёзно, многое неоднократно правя, корректируя, добиваясь более глубокого содержания и т.п. Не зря ведь говорится: без труда не выловишь и рыбку из пруда.

    Однако, если это действительно твоё, то тебя и труд не страшит, ибо ты получаешь удовольствие не только от результата, но и от самой работы, которая при этом разделяется на более и менее интересные, увлекательные этапы.

    В прочем, опять же, это сугубо мой взгляд, с которым можно как соглашаться, так и нет:)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top