search
top

Как стать поэтом?

А Вы - творческий человек? Узнайте об этом!

Поэт — это состояние души, дарованное свыше. Оно либо есть, либо его нет. Пожалуй, преднамеренно стать поэтом столь же невозможно, как и, взлетев к небесам, парить по бескрайней синеве, словно птица, не имея от природы крыльев. А вот развивать данный вам талант, стремиться хоть немного приблизить его к совершенству, безусловно, необходимо. И здесь я, пожалуй, могу поделиться некоторыми соображениями, дать несколько полезных советов.

В одном из первых интервью журналист «Луганского областного радио» спросила, что для меня возможность писать стихи: дар или наказание? Тогда, не задумываясь, я ответил, что, конечно же, дар. Спустя почти десятилетие моё мнение осталось прежним, но, вместе с тем, пришло понимание того, что любой талант — это не только умение что-либо делать, получая удовольствие от данного занятия, но и своего рода служение, требующее постоянного приложения не малых усилий, что, в какой-то мере, наверное, можно сравнить и с наказанием.

Для того чтобы стать поэтом, стихи которого на многие десятилетия останутся в людской памяти, необходимо не только постоянно оттачивать мастерство владения словом, но и непрерывно работать над собой, расти духовно, всесторонне развиваться. Труд поэта, если мы говорим о желании
при помощи творчества нести в окружающий нас мир созидательный посыл, сеять добро, побуждать других к переосмыслению собственной жизни, а не о банальном рифмоплётстве ради развлечения, соразмерен серьёзной физической нагрузке, хотя и лежит несколько в иной плоскости.

Наверное, вряд ли великим поэтом сможет стать основательно ленивый человек. Лень, конечно же, присуща каждому из нас; но вдохновение, будто нарочно, не редко посещает в те минуты, когда меньше всего хочется писать. В голове рождаются строчки, и ты понимаешь, что вновь стоишь перед выбором: либо справиться с ленью и записать их, либо безвозвратно потерять ещё один стих. Прежде я в подобных случаях старался запомнить родившиеся строфы, чтоб когда-нибудь потом зафиксировать на бумаге, но, к сожалению, большинство из них либо совсем забывались, либо теряли свой первоначальный вид. Сегодня, если по каким-либо причинам не получается сесть и написать весь стих, стараюсь записать хотя бы те строчки, что внезапно пришли в голову, чтобы уже после, не потеряв их, продолжить работу над стихотворением.

Помню, в начале творческого пути, на советы больше читать стихотворения классиков я всякий раз внутренне возмущался: зачем это, мол, нужно! Они писали о своих чувствах и взглядах, я — о своих; почему, дескать, мне нужно у кого-то учиться передавать собственные чувства?.. Но, сравнивая получившиеся у меня стихотворения с произведениями великих поэтов, я каждый раз видел разительное отличие. Моим строфам не хватало глубины, образности, мелодичности, и всему этому можно и нужно было учиться у классиков!..

Также, едва написав новое стихотворение, я тут же стремился его опубликовать на своём сайте, показать подписчикам рассылки, друзьям. Переполнявшее меня чувство радости, вызванное появлением очередного произведения, требовало немедленно поведать окружающим о данном событии. Я знал, что более опытные поэты советуют не спешить с публикацией, а дать стихотворению вылежаться и затем, взглянув на него свежим взглядом, доработать при необходимости. Но был уверен, что меня это не касается. Я бегло просматривал только что написанные строфы, и они казались мне идеальными. А в прошлом году перечитал опубликованные стихотворения и ужаснулся: большая их часть нуждалась в немедленной правке. Причём недоработки были столь очевидны, что их невозможно было не заметить. И, наверняка, давая стихотворениям вылежатся, многие недоработки удалось бы устранить ещё до публикации. Но мне понадобилось на своём примере убедиться, что советы более опытных поэтов не лишены здравого смысла, и на меня общепринятые правила распространяются в такой же мере, как и на всех остальных. Я точно так же, находясь под впечатлением от только-то написанного произведения, не замечаю те или иные недоработки, слабые места, которые кажутся очевидными при просмотре свежим взглядом.

Первые годы занятия творчеством я мало писал о себе. Даже в любовной лирике, как правило, были абсолютно вымышленные персонажи с придуманными переживаниями. И это, безусловно, чувствовалось. Можно подобрать красивые слова, сильные рифмы, написать идеальные строфы, но, не смотря на всё это, стих будет мёртвым. И совсем другое дело, когда ты пишешь о том, что сам прочувствовал, что было или есть в твоей жизни, когда герой стихотворения — либо ты сам, либо реальный человек, которого ты действительно знаешь, чья история тебя затронула до глубины души.

По большому счёту дар поэта и заключается в том, чтобы вложить душу в тело стихотворения. Для того, чтобы подобрать красивые слова и расставить их в нужном порядке, особый талант не требуется; этому можно и научиться, прочтя несколько учебников по стихосложению. А вот писать живые стихи, если этого не дано свыше, научиться невозможно…

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

3 комментария to “Как стать поэтом?”

  1. Абсолютно с Вами согласен, уважаемый Артём: научиться быть поэтом (именно поэтом!) невозможно, но, с другой стороны, кажется, у большинства поэтов были свои учителя (непосредственные или жившие задолго до своих последователей). Насчёт «наказания»: я бы сказал, что это — скорее, крест, чем наказание… А что касается реальных лиц в стихах, мне кажется, что их нужно вводить как можно осторожнее: пусть лучше стихотворение, как и любое художественное произведение, смотрит на любую идею шире. Так, как мне думается, ему будет легче заинтересовать читателя, сказать ему, что и он, читатель, участвует в этом диалоге. Конечно, нельзя отрицать личные переживания творца, но, убеждён, будет лучше, если они не будут закрывать собою всё творение: пусть оно, т.е. творение, тоже скажет своё слово, чтобы и сам автор чуть позже смог открыть новые стороны своего произведения, и постороннему читателю было интересно… Так, по крайней мере, мне думается…

  2. Аргунов Артём:

    Я имею ввиду то, что, не прочувствовав что-либо, довольно сложно хорошо написать об этом. К примеру, человек, никогда всерьёз не любивший, мне думается, не напишет живое, прочувствованное произведение о любви. Скорей всего, это будет что-то весьма слабое, со многочисленными штампами и поверхностными, не живыми фразами. Во всяком случае, у меня было именно так…

  3. В этом отношшении я с Вами согласен.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top