search
top

Как выглядит мой герой? Введение

Хочется мне порассуждать о такой сложной и многогранной вещи, как внешность персонажа. Тема эта делится на два огромных пласта, с каждым из которых у молодых авторов неизбежно возникают проблемы: создание внешности героя и ее описание. В одной статье все это разобрать не получится, а посему я начинаю цикл статей, который называется «Как выглядит мой герой». Думаю, начать стоит с большой обзорной статьи, которая расскажет о том, как лучше описать внешность персонажа в литературном произведении.

Ведь и правда, ввести в текст описание того или иного героя – задача не тривиальная. Как это лучше сделать? О, вариантов тут великое множество. И многое тут зависит от того, собираетесь ли вы рассказать читателю о главном герое или о второстепенном. А может, и вовсе об эпизодическом. Не последнее значение имеет также то, от какого лица ведется повествования, а также то, какой персонаж находится в фокусе.

Эпизодический персонаж

С теми героями, которые встречаются в тексте только эпизодически, дело обстоит проще всего. В этом случае даже фокал не имеет большого значения, да и от какого лица ведется рассказ тоже вторично. Про такого персонажа достаточно указать всего пару деталей, которые выделяют его из толпы.

Впрочем, нужно понимать, что передать двумя деталями нужное впечатление о персонаже довольно трудно. Многие авторы, чувствуя, что у них это не очень получается, добавляют: он вызывал отвращение, он выглядел жутко, она была очень соблазнительна. Но вы ведь прекрасно понимаете, что такие добавления не вызывают ни жути, ни отвращения, ни желания.

Куда эффектнее будет создать нужное впечатление с помощью соответствующих деталей. Например, что может быть отвратительнее крупного прыща на щеке, с белой, круглой головкой и натянутой кожей, которая, кажется, вот-вот лопнет? Сравнится ли эта деталь с невыразительным: «Он выглядел отвратительно»? В конце концов, чем-то же эпизодический персонаж вызвал определенную эмоцию героя.

Если же эпизодический персонаж знаком фокальному герою, то в описании просто в обязательном порядке проскользнет личное отношение к человеку. Очевидно же, что одно лицо у разных людей вызывает разные впечатления. И зависит это, в частности, о того, приятен человек или нет.

Второстепенный персонаж

К второстепенным персонажам требуется более вдумчивый подход. Ведь они в кадре мелькают значительно чаще, да и внимание им уделяется куда больше. А значит, и образ необходимо раскрывать куда шире. Однако от необходимости выделить яркие детали внешности это никого не избавит. С ними читателю значительно проще запомнить внешность героя.

Еще раз напомню, что в том случае, если героя описывает не автор, а другой герой, в описание неизбежно включаются их взаимоотношения. Каким образом? Очень просто: подумайте о том, как, например, мужчина опишет свою любимую женщину? А желанную? А ту, которая уже смертельно надоела? Любимая всегда прекрасна; желанная — сексуальна, надоевшая — в лучшем случае никакая, а то и вовсе отталкивающая. При этом все это может быть сказано разными людьми об одной и той же женщине.

Не стоит забывать и об особенностях речи каждого отдельного персонажа. Ведь эти особенности неизбежно скажутся на описании. И то, что будет органично звучать в устах сельского жителя, от гламурной фифы слышать будет весьма странно.

А что обязательно необходимо сказать о внешности персонажа? Все зависит только от вас, ваших целей и ваших героев. Да, крайне желательно рассказать о цвете волос, прическе, глазах росте… Но ведь в вашем герое может быть что-то, что перетягивает на себя все внимание и с глаз и с волос. Могу даже привести пример.

Однажды на улице мимо меня прошла девушка. Темненькая, а вот были ли у нее черные волосы, или же каштановые, был ли цвет волос натуральным, или нет, вам сейчас не скажу. Не запомнила я и лица девушки, даже одежду не помню. Все было серым или черным. Единственное, что бросилось мне в глаза – это яркие бирюзовые балетки. А поскольку других ярких пятен в ее внешности не было, вот и запомнились только туфли.

Главный герой

А вот это, пожалуй, самая сложная тема. Уж очень часто описание главного героя ставит авторов в тупик. Как именно и когда вводить описание внешности? В начале? Чуть попозже? Все сразу? Частями?

Мне всегда казались странными тексты, где чуть не первым делом описывается главный герой. Особенно, если повествование ведется от его имени. Ведь для человека его внешность – это что-то само собой разумеющееся. С какой стати он вдруг начинает разглядывать себя в зеркале? Нет, ну может, конечно. Но замечать он в это время будет, скорее, не постоянные детали: цвет глаз, волос, форму лица, а то, что недавно изменилось. Так, если героиня только что покрасилась, она обязательно отметит, как изменилась ее внешность с новым цветом волос. Не останется незамеченным небольшой прыщик, вскочивший утром на щеке, ссадина.

Впрочем, есть и исключения. Если герой сразу начинает диалог с читателем и представляется ему, то почему бы заодно не рассказать о своей внешности? В данном случае это будет вполне естественно. Хотя и не факт, что достаточно эффектно.

Несмотря на то, что отражения в зеркалах, витринах и лужах набили оскомину многим читателям, все-таки есть ситуации, когда такие сцены уместны. Например, тогда, когда внешность героя резко изменилась. Так, если действие романа начинается в палате клиники пластического хирурга, то и взгляд в зеркало будет вполне логичным. Про смену цвета волос уже говорилось выше, ситуация менее органичная, но все же вероятная. Кстати, а если персонаж только что потерял память, то просто не помнит своей внешности. И снова в руки так и просится зеркало.

Но ведь далеко не каждый роман повествует об операциях и амнезии. И это не может не радовать. А как быть остальным? Лучше всего, вложить описание внешности в уста собеседников, друзей, родных героя. А еще можно описание внешности рассыпать по тексту. Не так уж сложно упомянуть украшения в цвет глаз, декольте и грудь в нем и так далее.

Можно сравнить своего персонажа с известной личностью, особенно если, и правда, похож. Но этот подход тоже несколько поднадоел, да и слишком часто использовать его не получится. Так ли хорошо, если все ваши герои похожи на различных известных людей.

Очень эффектным получается описание, поданное через действия и жесты героя. К сожалению, далеко не все можно передать таким методом, но многое, очень многое. Героиня заправляет прядь волос за ухо, и читатели понимают, что волосы у нее не короткие, а если герой легко и без дополнительных приспособлений снимает книги с самых верхних полок, то рост у него явно выше среднего.

Вне зависимости от того, каким образом вы вводите внешность героя, затягивать с этим не стоит. Если читатель с самого начала составит неверное представление о герое… Помните расхожую шутку: «И вот ты уже прочитал половину книги, создал в воображении облик всех персонажей, и вдруг у главного героя оказываются усы. Все…» Можете не сомневаться. Действительно все. Очень сложно полностью перерисовать в своей голове уже составленный образ.

Тем, кто пишет от третьего лица, проще. Должен же рассказчик как-то донести образ центрального героя. Вот пусть и доносит. Конечно, яркие, нестандартные ходы приветствуются и здесь. Но здесь прямое описание выглядит вполне уместно. А в целом: ориентируйтесь на ситуацию. Герои и сюжет сами подскажут вам, как поступить. Такое отношение к тексту позволит сделать его органичным.

Кстати говоря, третье лицо – это как раз тот случай, когда можно говорить о персонаже без лишних прелюдий. Сразу хочу отметить, что это не самый эффектный прием. А с другой стороны… Я ведь не знаю, как выглядит ваш персонаж. Быть может, он сам настолько эффектен, что других приемов и не надо.

А еще, я думаю, многие уже догадались, но все же скажу: все эти приемы можно смешивать. Что-то подать через отражение, что-то — через речь героев, что-то – через действия. Да хоть самому похвастаться…

А можно, я слегка похулиганю? Допустим, есть у меня героиня: высокая, длинноволосая девушка с зелеными глазами, большой грудью и вообще аппетитной фигуркой. Составим описание на скорую руку?

«- Ох, какая ведьма! Глазки зеленые, волосы рыжие, хоть сейчас на костер.

Я остановилась и смерила взглядом молодого человека, перегородившего мне дорогу. Что сказать: гопник. Но личность, безусловно, колоритная. Очечки вон какие… И комплиментики… Ну где вы видели гопника, который что-то знает об инквизиции?

Нет, ну хотела же поймать после корпоротива такси, черт дернул пешком пойти. Конечно, длинноволосая девушка в коктейльном платье всегда привлекает внимание, а особенно ночью в переулке. Я хотела обойти очкарика, но тот грубо схватил меня за руку:

— А к глазам зеленым еще и пышная грудь прилагается? И попка… Ну точно ведьма.

Парень был намного ниже меня, что неудивительно. Ростом меня и так бог не обидел, а сегодня я еще и на каблуках. Но под спортивной курткой проглядывались недвусмысленные бугры мышц. К тому же за его спиной маячило еще две пары похотливых глаз. Мне стало по-настоящему страшно.

Хорошо хоть мой подъезд совсем недалеко. Только бы чем отвлечь нападавших. Повинуясь внезапному порыву с силой наступаю острым каблучком на кеды очкарика. Тот взвыл от остро боли. Его компаньоны в растерянности кинулись к главарю, а я, естественно, в подъезд. За спиной хлопнула спасительная дверь, и я смогла перевести дух».

Эта небольшая зарисовка позволила мне вписать в текст все задуманное, и при этом не тыкать в читателя зеркалами и прочими набившими оскомину вещами. Я вообще не заостряла внимание читателя на описании как таковом.

Конечно, об описании внешности можно говорить еще очень много. Не просто много, скорее уж бесконечно. Поэтому мы и продолжим эту тему в следующих статьях.

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top