search
top

Как зацепить читателя с первого предложения?

А Вы - творческий человек? Узнайте об этом!

Каждый автор сталкивается с проблемой: как интересно начать рассказ, заинтриговав с первых строк? Как показать атмосферу и настроение одним ярким штрихом, чтобы читатель поверил? Как отразить напряжение персонажа, его внутренние намерения косвенно, не раскрывая интриги?

Самое важное – удачное начало. Первое предложение. Оно должно быть не просто цепляющим, в нём желательно показать завязку интриги, последствия ключевых событий, чтобы как следует заинтересовать.

Необычное начало намекает на содержание произведения, не раскрывая сюжет. Вы показываете красивую обёртку, которая скрывает самое вкусное, чтобы у читателя сразу разыгрался аппетит. Все любят приятные сюрпризы, верно?

В этой статье мы рассмотрим эффективные приёмы, на примере творчества Сергея Лукьяненко, одного из самых успешных российских фантастов. Раскроем некоторые секреты, которые можно удачно использовать в своих произведениях.

1. «Почему меня вновь и вновь тянет сюда?», рассказ «Совпадение». Обычное предложение, но оно сразу оживляет интригу с первых строк. Что же такого интересного в этом месте, раз герой так говорит? Зачем? Почему? Пытаемся ответить на эти вопросы. В итоге рассказ проглатывается на одном дыхании, ведь автор заинтересовал нас, показав желание персонажа: воображение рисует картину, пытаясь предугадать дальнейшее развитие истории.

2. «Герольды протрубили второй раз, и мы бросились друг к другу», «Мужской разговор». Ещё один способ – начать повествование с действия, чтобы читатель сразу погрузился в сюжет, участвуя в нём вместе с главным героем. Такой приём позволяет использовать динамику в завязке.

3. «Энергия в бластере кончилась на последних метрах подъема», «Очень важный груз». Следующий способ – показать последствия значимых событий. Читатель мысленно задаёт себе вопрос: «Что же случилось? Из-за чего кончилась энергия? Какое будет дальнейшее развитие истории?» Так хочется прочитать, чтобы узнать всё…

4. «Вначале они обходили мертвых — тех, кто упал сам, и кого убили по дороге», «Перевал». Ещё один способ – показать драматизм и безысходность, чтобы читатель почувствовал атмосферу. Такое начало бросается в глаза и накладывает неповторимый отпечаток на весь рассказ. Возникает множество вопросов, воображение рисует мрачную картину. Кто убил тех людей? Зачем? С какой целью? Почему многие упали сами? Трудно оторваться, когда такие вопросы возникают в голове в начале истории!

5. «Он лег спать человеком», «»Л» ЗНАЧИТ: ЛЮДИ». Каким образом автор заинтересовывает читателя? Он не описывает персонажа напрямую, его мысли и переживания, а даёт намёк, который вспыхивает в голове яркой лампочкой. Интригует? Хочется сразу узнать, кто такой этот необычный персонаж и почему он «лёг спать человеком»? Для чего? С какой целью? Что же произойдёт, когда он проснётся?

Каким образом автор добивается своей цели? Не раскрывая дальнейшее развитие сюжета и интригу, он первым намёком заинтересовывает читателя, показывая, что речь идёт не о простом человеке. Мы пытаемся представить себе образ персонажа, стараясь понять, о ком рассказывает писатель.

При помощи противоречия автор показывает нам особенность личности героя, и читатель теряется в догадках, желая тут же узнать, в чем «подвох».

Используя подобный приём важно не переборщить, чтобы предложение, а с ним и весь рассказ не потеряло смысл. В сюжете необходимо объяснить значение первой фразы, обосновать её и раскрыть интригу, иначе такой метод приведёт к неправильному пониманию истории.

6. «Меч сломался», «БРАТЬЯ ПО СМЕРТИ». Просто так мечи не ломаются, это знают все. Автор снова описывает последствия, но в первом предложении даёт нам намёк на сражение, да ещё такое, в котором ломаются мечи.

Через косвенные описания автор сразу достигает нескольких целей: создает атмосферу, напряжение, накал борьбы и динамизм. В одном простом предложении.

При этом важно не разочаровать в сюжете: если вы намекаете на эффектную битву, а дальше будете нудно рассказывать, например, о правилах сборки велосипеда, читатель почувствует себя обманутым, поэтому важно сдержать своё обещание.

7. «В этом городе нет ничего достойного ненависти», «ПРОВОДНИК ОТСЮДА». Интересное начало – автор не даёт нам описания на полстраницы, загружая ненужными деталями, он изящно интригует, создавая мрачную атмосферу через отношение героя, его эмоции и внутреннее ощущение. Почему у человека возникает эта мысль? Что задумал персонаж, который так говорит? Читатель проглатывает наживку, пытаясь разобраться в интриге.

Есть множество интересных способов создания интриги в самом начале рассказа, мы привели лишь некоторые из них. Главное здесь – четко понять, какой эффект вы хотите произвести, какими средствами и с какой целью.

Интересное начало поможет показать творчество с удобной автору стороны. Вы протягиваете читателю ниточку, за которую он с любопытством хватается, желая размотать сюжетный клубок самостоятельно. Нужно научиться этим приёмам и всё у вас получится, не сомневайтесь. Но учтите: важно не переборщить, чтобы вместо ниточки читатель не схватил оголённый провод.

Владимир Нащёкин

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

3 комментария to “Как зацепить читателя с первого предложения?”

  1. Владимир Нащёкин:

    Мне лично у Лукьяненко нравится такой лёгкий психологизм и умение именно с первых предложений создать нужное настроение определёнными приёмами. А что вы заметили у этого автора и какие приёмы цените больше всего в литература как автора и читатель?

  2. Александр Скиф:

    Мне Лукьяненко нравится безумно!!! НО лично я Его ценю,как раз наоборот,за очень эмоциональные и образные финалы произведений. Сцена *Прощание*,из книги «Звезды — холодные игрушки»,…эта сцена теперь со мной на всю жизнь.

  3. Владимир Нащёкин:

    Александр, согласен, бывает такое. Но мне кажется, вы бы едва ли прочитали это произведение с таким же воодушевлением, если бы оно начиналось серо в стиле «Была весна». То есть эмоциональность финала достигается в том числе и благодаря грамотному началу, иначе такого эффекта не случилось бы :))

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top