search
top

Красит ли скромность литератора или несколько мыслей в защиту яркости

Что за выкрутасы эти фигуры и тропы

Слова называют предметы, явления, действия, т. е. дают название всему, что окружает человека. Кроме этого, слово несёт также эстетическую нагрузку, оно способно не только назвать предмет, действие, качество, но и создать образное представление о них.

Понятие образности слова связано с явлением многозначности. Известно, что слова, называющие только один предмет, считаются однозначными (стул, плед, баян, кровь, книга, воробей, пруд, тротуар, автобус), слова же, обозначающие несколько предметов, явлений действительности, — многозначными (лук, кисть, корпус, ключ). Многозначность в какой-то степени отражает сложные отношения, существующие в действительности. Например, если между предметами имеется внешнее сходство или им пресущ какой-то скрытый общий признак, если они занимают одинаковое положение по отношению к чему-то, название одного предмета может стать названием и другого (игла — швейная, у ели, у ежа; лисичка — зверёк и гриб; гибкий тростник — гибкий человек — гибкий ум;кисть – часть руки, инструмент художника, виноградная).

Первое значение, с которым слово приходит в язык, называется прямым, а все, следующие за ним, — переносными. Прямые значения связаны с определенными предметами, названиями которых они являются прямо, без посредников. Переносные значения в отличие от прямых обозначают факты действительности не непосредственно, а через отношение к соответствующим прямым.

С понятием употребления слова в переносном значении связаны следующие художественные выразительные средства: метафора, метонимия, синекдоха, которые мы широко используем в устных и письменных высказываниях.

Метафора

Метафора – это перенос наименования по сходству. Метафоры образуются по принципу олицетворения (снег идёт), овеществления (золотые руки), отвлечения (рука дружбы) и т. д. Метафорой может быть, как мы уже видим из примеров не только существительное, но и многие другие части речи: глагол, прилагательное. часты метафоры как в обиходной, так и в художественной (в частности поэтической) речи. Однако в последнем случае Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывать эмоциональные ассоциации, помогать глубже и ярче представлять события или явления. Особый эффект достигаетсяпри сталкивании в речи прямого и метафорического значений слов. Этим приёмом активно пользуются творцы анекдотов. Помните старую историю с незадачливым учеником, которого на уроке (опять же, истории) спросили, кто взял Бастилию. На что он только и нашёлся ответить, что он точно не брал.

Однако использование метафор не всегда делает речь художественной. Этим, как и другими приёмами, не следует увлекаться и злоупотреблять. Ещё Аристотель в древности утверждал: «Чересчур блестящий слог делает незаметными как характеры, так и мысли».

Изобилие метафор отвлекает слушателей от самой сути речи, внимание аудитории концентрируется на форме изложения, а не на содержании. Не делает чести оратору, поэту и писателю также употребление шаблонных метафор – выражений, метафоричность которых стёрлась от частого употребления и уже не замечается, не осознаётся читателями как особая эмоциональность, оригинальность и выразительность.

Качество ораторской речи снижает также однообразие метафор, свидетельствующее как раз не о богатстве, а о бедности языка.
(продолжение следует)

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top