search
top

Красит ли скромность литератора или несколько мыслей в защиту яркости

Не забудем остальных – аллегория, сравнение, эпитет, гипербола, литота

Аллегория. Дословно переводится как иносказание. Пользуясь этим приёмом, писатель иносказательно изображает отвлечённое понятие при помощи конкретного жизненного образа. Особенно популярен этот прием у баснописцев и авторов сказок. Через образы животных высмеиваются различные человеческие пороки (жадность, трусость, хитрость, тупость, невежество, тщеславие) и прославляются добро, мужество, справедливость. Аллегория позволяет лучше понять идею говорящего, вникнуть в суть высказывания, нагляднее представить предмет разговора.

Сравнение. Это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак. Сравнение предполагает наличие трех составляющих: предмет сравнения (то, что сравнивается), образ (с чем сравнивается) и признак (почему одно сравнивается с другим).

…Как жизнь без весны,
Весна без листвы,
Листва без грозы
И гроза без молний,
Так годы скучны
Без права любви
Лететь на призыв или стон
Безмолвный твой…

Поскольку сравнение предполагает наличие не одного, а двух образов, слушающий получает две информации, которые взаимосвязаны, т. е. один образ дополняется другим. С помощью сравнения говорящий выделяет, подчеркивает предмет или явление, обращает на него особое внимание, что приводит к лучшему усвоению и запоминанию сказанного.

Сравнение только тогда будет действенным, когда оно органично связано с содержанием, когда оно не заслоняет мысль, а поясняет ее, делает более простой. Сила сравнения — в его оригинальности, необычности, а это достигается путем сближения предметов, явлений или действий, которые, казалось бы, ничего общего между собой не имеют. Яркие, выразительные сравнения придают речи особую наглядность, образность. Ничего нового не скажу, если лишний раз напомню, что при употреблении сравнений, как и в предыдущих случаях, следует избегать речевых штампов, сравнений, утративших свою образность, силу и яркость в результате их частого употребления. Уже никого не удивишь сравнениями типа (отражается, как в зеркале, силён, как богатырь, глаза, как звёзды). Сравнения же ради сравнений, для украшения речи растягивает речь, делает её длинной, витиеватой, путаной и непонятной, выхолащивает смысл высказывания.

Эпитеты – это художественные определения, позволяющие более ярко охарактеризовать свойства, качества предмета или явления и тем самым обогащающие содержание высказывания.

Эпитеты помогают точнее нарисовать портрет того или иного лица, дают возможность говорящему выразить свое эмоциональное отношение к предмету речи.

Гипербола (преувеличение) и литота (уменьшение)

Гиперболой называется стилистическая фигура или художественный приём, основанный на преувеличении свойств изображаемого предмета или явления. Гипербола является художественной условностью; вводится в художественную ткань произведения для большей выразительности. Кто-то сказал, что гипербола является результатом как бы некоторого опьянения чувством, мешающего видеть вещи в их настоящих размерах. Если упомянутое чувство не может увлечь слушателя, то гипербола становится обыкновенным враньем. Гипербола характерна
для поэтики эпического фольклора, для поэзии, романтизма и жанра сатиры. Как литературный приём гипербола подчёркивает субъективность создаваемого образа, его нарочитую условность. Но наряду с этим в гиперболе сохраняется связь с действительностью. Скиба определяет гиперболу как превышение нормы (читатель в таком случае должен иметь понятие о норме и быть в состоянии оценить эстетическую меру отхода от неё).

Примерами гиперболы являются известные образы: «И дольше века длится день», «шаровары шириною в чёрное море», «не имей сто рублей, а имей сто друзей», «полцарства за коня».

Литоту можно назвать обратной гиперболой или гиперболой наоборот. Литота — нарочитое преуменьшение или смягчение свойств, признаков, значений предметов, явлений с целью усиления эмоционального воздействия, в частности выражения авторской оценки. Это также способ создания субъективнооценочного образа с помощью «чувственных излишеств», и в этом ее выразительность. С помощью литоты художник
Может передать лирическое настроение, безраздельное упоение одним чувством, добавить образу более экспрессивности. К этому приёму, как и к гиперболе, часто прибегают в фольклоре и социальной сатире: «Одному – бублик, другому – дырка от бублика.) Это и есть демократическая республика» (Маяковский).

Некоторые гиперболы и литоты уже стали устойчивыми выражениями: мальчик с пальчик; небо с овчинку; ни кола ни двора, ни шороха ни звука.

Вот мы и познакомились с основными приёмами, позволяющими обогатить речь, сделать её более яркой, образной, эмоциональной, запоминающейся. Недостаточное употребление тропов и фигур приводит к бедности речи, её однообразию, монотонности, а иногда и сложности в понимании выступления. Чрезмерное же их употребление делает высказывание цветистым, внешне ярким, но витиеватым, длинным, часто запутанным и непонятным ввиду сложности извлекать мысли из-под груды различных украшающих и обогащающих элементов. Что ж, как говорится, берите и владейте, руководствуясь собственным пониманием меры. Со школьных лет нам твердили, что «Краткость – сестра таланта». И против этого не поспоришь, однако следите, чтобы эта самая сестра не умерла от истощения и не уморила голодом и скукой ваших читателей. И да не покинут вас разум, талант, вдохновение и чувство меры!
(окончание)

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top