search
top

Красит ли скромность литератора или несколько мыслей в защиту яркости

О яркости речи

Что бы Вы, уважаемый читатель, ответили на вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи? Как Вы представляете себе нескромного литератора или музыканта? Во что он одет и во что, так сказать, одеты его мысли и чувства? А скромный творец каков в вашем воображении?

Лично мне творец представляется не таким уж и скромнягой. Нет, речь не идёт об эпидемии звёздной болезни в творческих кругах. Не называю яркостью и эпатажное поведение автора (в широком понимании слова), настойчиво напоминающего о себе постоянными скандалами и выходками, явно идущими вразрез с ценностями, которые пропагандирует и несёт в народ творчество этого самого литератора. Но как вам понравится, к примеру, скромно образованый творец, скромно чувствующий, скромно поющий и тому подобные скромности? Конечно, в каждом конкретном случае это может выглядеть по-разному, а потому – вызывать различные впечатления и ощущения, но в общем и целом, извините, — я бы, наверное, скоро соскучилась от подобного творчества и закрыла бы эту страницу, не дочитав, недопоняв, не дослушав, не довосхищавшись, недозадумавшись. На вторую чашу весов я бы поставила понятие яркости в творчестве, наличия сильной творческой индивидуальности.

Как вам нравится яркая творческая личность, обладающая только ей пресущей манерой выражения мыслей и эмоций, бесконечно ищущая яркие (не путать с радужными) темы для своих произведений, держащая зрителя, читателя, слушателя в напряжении и выдающего такой финал, что просто — Ах! И немая сцена. Вопрос, думаю, риторический.

Пойдём дальше. Всегда ли яркая тема – это тема новая? Так ли много у человечества осталось новых тем? Давайте попробуем навскидку три… Нет, назвать одну совершенно новую для искусства тему. Получилось? Признаюсь честно: у меня – нет.Так чем же тогда блистать – справедливо спросите вы? И я присоединюсь к вопрошающим. Сегодня у нас, вообще, будет больше вопросов, чем ответов. Да и те ответы, которые здесь будут, весьма субъективны, так что дерзайте и, возможно, авторами данной публикации будем мы вместе с вами. Яркость темы, наверное, не в самом описываемом объекте, а в способе его подачи. Впрочем, и изображаемый объект для некоторых также важен. Помню, один мой знакомый говорил, что прохладно относится к советскому детективу в основной его массе хотя бы потому, что приступления в нём какие-то… Мелкие, что ли. Безусловно, такие преступления, как ограбление пивного ларька, должны преследоваться законом и караться уголовно, но читать об этом, по замечанию моего знакомого, слишком скучно. Мнение весьма спорное, но имеющее место быть.

О яркости и самобытности можно говорить много и красиво, однако давайте пытаться соответствовать рубрике, в которой ищут совета прежде всего литераторы. И сегодня предлагаю поговорить о яркости речи устной и, разумеется, письменной. Вряд ли кто-то сомневается в том, что эти два стиля речи имеют ряд своих отличий и особенностей. Самое главное отличие в том, что письменная речь – это выступление, заранее подготовленное. А значит, у автора было время подумать, подготовиться, украсить свою речь различными фигурами, обогатить наиболее точно отобранными словами, сюжетно расположить наиболее выгодно, так, чтобы максимально повлиять всеми возможными средствами на того, кому эта речь адресована – на своих читателей. С другой стороны, издав своё произведение, автор уже не может так просто менять что-то в нём взависимости от настроения собственного и читателей, от аудитории и других факторов.

Устное же выступление, даже заранее спланированное и подготовленное, законспектированное, структурированное, обогащённое примерами и тп., — это всё же большая импровизация. Даже самое тщательно подготовленное выступление будет в немалой степени зависеть от собственного самочувствия, настроения, настроя и состава аудитории, погоды, дальнейших планов и тп. Как невозможно дважды войти в одну и ту же реку, так невозможно дважды абсолютно одинаково прочесть, скажем, одну и ту же лекцию. Следующий фактор, который подыгрывает оратору, — это неязыковые средства выражения: голос, улыбка, взгляд, жесты и тд. Речь написанная всех этих прелестей лишена, а стало быть мы не можем опустить в рассказе то, что при выступлении выразили бы невербально: подмигнули бы, улыбнулись, указали на что-то почти незаметно, взглянули, махнули рукой…

Выразительность речи усиливает эффективность выступления: яркая речь вызывает интерес у слушателей, овладевает их вниманием, оказывает воздействие не только на разум, но и на чувства, воображение слушателей. Что же делает речь яркой и выразительной?

Помогают говорящему и пишущему делать выступление образным и эмоциональным специальные художественные приемы, изобразительные и выразительные средства языка, которые принято называть тропами и фигурами, а также пословицы, поговорки, фразеологические выражения, крылатые слова и яркие иллюстрации к сказаному.
(продолжение следует)

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов! В записи нет меток.

Похожие записи


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top