search
top

Нужны ли перерывы в творчестве?

Недавно задалась вопросом, существует ли хоть один автор, мечтающий создавать произведение за произведением, шедевр за шедевром, не уставая. Насколько реален, насколько нужен такой «конвейер» в творчестве? Сойдёт ли с него хоть что-нибудь примечательное, уникальное, нужное человечеству? Способен ли такой творец дать миру что-то новое, высказать нечто важное или же только захлёбывается в бесконечных потоках слов, звуков, красок, материала и тп.

Думаю, что это сплошная риторика. Если найдутся несогласные с моей точкой зрения, рада буду встретиться с ними на страницах комментариев, обменяться мнениями, поспорить. Сама же пишу стихи и пою очень нерегулярно. Пою всё же чаще, а вот стихи… Их, бывает, ждёшь годами, бродишь в жаркой пустыне в поисках слов, рифм, ощущений и не знаешь, что стихи уже в тебе. Они прорастают, созревают, наливаются соком, набираются вкусов и красок. Потом в душу приходит лето и урожай просто обрушивается так стремительно, что порой нереально собрать его, воспользоваться всеми плодами. Банально не успеваешь всё это богатство записывать. А стихи дрожат капельками на солнечных лучах, стучатся дождинками, поют ручьями и реками, шепчутся в сочной листве деревьев, тянут мягкие невесомые лапки из снов, очищая сердце от горечи, потерь и скверны. Не берусь быть истиной в последней инстанции, но в моём случае, кажется, лучшие стихи — это ненаписанные, а лучшие песни — неспетые.

Возвращаясь к тому, с чего начала, хочу добавить, что в творчестве, как и в самих произведениях, необходимы паузы, периоды тишины, одиночества, смотрения в себя, набора опыта. Творец, знающий цену тишины, наиболее приближается к адекватному оцениванию собственного таланта и творчества, способен отыскивать ошибки, недостатки, неточности и на них учиться, оттачивая, утончая своё мастерство. Тишина нужна также для ощущения весомости или легковесности собственного слова, штриха, звука. Тишина нужна, чтобы услышать других творящих, почувствовать вкус их творений, взглянуть на мир под другим, возможно, даже чуждым тебе, противоположным углом. Тишина, перерыв, даёт возможность отделить себя от попугая, не зарапортоваться, не уподобиться Нарциссу, увидеть во внутреннем зеркале не один лишь свой собственный непревзойдённый лик.

Однако перерывы, длящиеся годами, наверное, тоже не лучший выход, особенно для профессиональных авторов и исполнителей. Подобное отдохновение ведёт к лени, снижению мастерства, огрублению чувств, затягивает, отдаляет и в конце концов выталкивает из процесса творчества, из диалога творчества и творца, погружает в рутину будней, бесконечность спешки и множество мелких важностей.

Что же делать, если не творится, не поётся, не пишется? Может быть, это знак свыше? Мне всегда улыбалась точка зрения, позиция: «Можешь не писать — не пиши». Считаю её одной из немногих абсолютных истин и золотых правил творчества. Однако если вам творения не дают покоя, если вы считаете, что без вас никто другой не скажет миру чего-то бесконечно важного, не решит пусть даже крошечную проблему, но при этом вы долгие месяцы или годы не рождаете ни мазка, ни строчки, ни такта. Как организовать себя? Как постоянно оставаться в творческой форме, в творческом тонусе? Как не разучиться, не растеряться, не рассеяться, не разменяться на мелочи?

На данном этапе, кажется, у нас получается больше вопросов, чем ответов. Я не Карнеги и не могу делиться рецептами, готовыми ответами. Не ставлю себе задачу вести кого-то за руку или же учить жить и творить. Хочу лишь поделиться некоторыми подсказками, советами, собственными соображениями о том, как сохранить и преумножить желание творить и
созидать с возможно меньшими потерями и перерывами.

Вдохновение — субстанция хрупкая и пугливая, требующая постоянной подпитки.
Для одних — это путешествия или новые книги. Для других — строгий режим или
определенная последовательность действий, . Третьи черпают вдохновение во внутреннем самосозерцании, в поисках ответов на вечные вопросы.

1. Одно из наиболее важных составляющих творческого процесса на мой взгляд — смелость и умение нарушать правила, выходить за привычные рамки. Там туманно и непредсказуемо страшно, зыбко. Но пока вы не делаете шагов вперёд, не готовы вопреки всем физическим законам рухнуть в бездну или воспарить к небесам, вы не творец, а, простите, собачка на поводке. Вами творят другие и к тому же, не известно, что творят. Рискуйте и учитесь быть только собой. Однако следует помнить, что нарушать правила лишь ради того, чтобы их нарушать — принцип маленьких детей. Вам он годится лишь в том случае, если вы ощущаете себя ребёнком новичком в творчестве.

2. Рядом с первым советом, наверное, следует разместить пожелание: ЭКСПЕРИМЕНТИРУЙТЕ! Эксперимент есть залог появления новизны в ваших произведениях. Да, здесь неизбежны неудачи и падения, острота языков критиков, синяки и ссадины, ошибки. От неудачных экспериментов никогда не поздно отказаться, но понимание того, что эксперимент неудачен, должно быть лично вашим, пережитым и прочувствованным. Только в этом случае можно застраховать себя от повторения множества ошибок.

3. Прощайте ошибки себе и другим. Если когда-нибудь, пусть даже вчера, вы создали отвратительное произведение, вам кажется теперь, что хуже этого ещё никто ничего не создал, — это больно и неприятно. Переживите это, проанализируйте, что именно получилось у вас плохо. Затем стОит поискать в произведении нечто удачное. Если такового обнаружить вы не смогли — рвите, стирайте, уничтожайте само произведение, но не себя самого. Извлеките уроки, как не следует делать. На этом пусть ваше разочарование закончится. Дайте себе шанс и право творить лучше, совершеннее, оригинальнее, свежее, глубже. Однако советую запомнить одну вещь: если вы даёте себе право исправлять ошибки, даёте шанс быть лучше, давайте такой шанс и другим. Не припечатывайте творчество других окончательнным, не подлежащим обжалованию приговором: «серость, бездарность, пустота». Осуждению подлежит лишь остановившийся, достигший предела совершенства (по его мнению) творец. Во всех других случаях он и вы ещё способны на многое.

4. Этот пункт можно просмотреть бегло или же пропустить, ибо он банален до безобразия. Но забыть о нём — значит
творчески умереть, задушить в себе создателя. Каким бы совершенным ни казалось вам собственное произведение, сколь бы долгую жизнь вы ему ни пророчили, знайте: ваша лебединая песня ещё не спета. Вы способны сделать ещё лучше. Для этого нужно идти вперёд, не останавливаться на достигнутом и не застрять на моменте самолюбования. Однако прежде, чем продолжить путь к самосовершенствованию, всё же не забудьте дать себе небольшую передышку и похвалить себя за сотворённое. Это поможет вам не надорваться, не охладеть к процессу совершенствования.

5. Помните, что на пути самосовершенствования вы не одиноки. Ваше право верить или не верить в высшего небесного творца. Знайте только, что в любом виде творчества вы, увы, не первый. И к счастью — тоже. Слушайте не только себя, но непременно и беспрестанно интересуйтесь тем, что делают в вашей сфере, отрасли другие, тем, что сделано прежде вас. Давайте себе труд проживать плоды чужого творчества и понимать, почему одни величайшие творения человечества вас поражают, одухотворяют, находят вечное место в вашей душе, а другие оставляют равнодушными и живёте вы с ними в параллельных мирах, не мешая, но и не помогая существовать друг другу. Читайте не одного себя, радуйтесь чужим голосам, находкам, полутонам, намёкам, силуэтам и тп.

6. Будьте открытым, ощущайте себя губкой и впитывайте все впечатления, все звуки, линии, краски этого прекрасного мира. Этот мир, с его радостями и горестями, гармонией и диссонансом, — подарок. Он подарен и вам тоже. А ваше творчество — искренняя благодарность за такую невообразимую щедрость, ваш вклад в улучшение, усовершенствование реальности.

7. Как можно больше общайтесь с людьми различных видов творчества. Это вдохновит и сориентирует вас на покорение новых вершин, на походы к новым горизонтам, на собственную наполненность. Ведь согласитесь, что людям творческим, неуёмным, непоседливым, ищущим не интересна серость, пустота и посредственность. Долго они такого не вынесут. Вбирая, заботьтесь о том, чтобы было чем поделиться, чем одарить тех, с кем интересно и заразительно общаться. Наслаждайтесь интересностью, необыкновенностью других и обогащайте их собой.

8. Ориентируйтесь на обратную связь. Как и всякая другая, эта палка о двух концах. Не бойтесь выносить свои творения на суд зрителей. Их отклик поможет вам улучшать свои произведения, даст заряд энергии для новых свершений. Но не впадайте в искушение творить в угоду популярности. Безусловно приятно и лестно всем нравиться, быть узнаваемым, купаться в лучах собственной славы. Творить же на потребу большинству значит всё дальше и дальше уходить от себя и от творчества.

9. Если вы по природе своей человек неорганизованный и не творите, потому что не можете усадить и сосредоточить себя на работе, найдите единомышленников и сотрудничайте с ними. Это поможет в постановке малых целей, если у вас не хватает сил достигать сразу и больших. Если вы пока не можете создать большую самостоятельную картину, помогайте кому-то
создать её часть. Если не можете пока самостоятельно написать большой труд вроде «Войны и мира», осуществляйте одну его линию и набирайтесь опыта и знаний для других. И всегда ощущайте, что вам есть с кем поделиться, есть кому помочь.

10. Если чувствуете усталость и пустоту, позволяйте себе отдыхать. Меняйте что-то в жизни. Посетите новое место. Это не обязательно должны быть Багамы или Корибы. Возможно, вы ещё не видели новое кафе за углом или выставку собак в двух кварталлах от вашего дома. Можно сходить на чей-нибудь творческий вечер или познакомиться с человеком такого типа, с которым вы никогда не общались прежде. Это привнесёт в ваше творчество элементы новизны и колоссальный опыт. Но вслед за отдыхом приходит работа. Творчество — это огромный внутренний труд, это умение найти и ощутить гармонию, единство противоположностей.

11. Даже если день, неделя, месяц не предвещают никакого творчества, носите с собой блокнот, так, на всякий случай. Он же не килограммовый и много места не занимает. Он поможет вам не забыть, если случайно что-то вдохновило, посетило, а осуществить идею в данный момент нет никакой возможности. Опишите её в блокноте кратко, не обязательно чётко и структурированно, а лишь так, чтобы заметки потом, когда-нибудь смогли возродить для вас замысел во всей его полноте и объёмности.

12. Пойте в душе. Что это значит? Это значит, сумейте услышать музыку внутри себя и пытайтесь, бесконечно пытайтесь воспроизвести её как можно точнее. Пойте, даже если у вас нет голоса и слуха, пойте идеально в мечтах, пишите невообразимой красоты полотна, даже если вы не умеете рисовать шарики в альбоме, говорите бессмертными стихами о том, что хотите сказать, даже если слова у вас не находятся и не складываются в рифмованные строки. Умейте услышать свою песню, увидеть свою картину. Для этого не бойтесь оставаться наедине с самим собой и в один прекрасный момент вы обнаружите в себе сказочные сокровища.

13. От романтики перейду к занудству без которого наше грандиозное творчество останется, увы, Колоссом на глиняных ногах. Здесь имею ввиду бессмертный завет: «Учиться, учиться и ещё раз учиться». Вспоминаю здесь о нём без какой бы то ни было иронии. Забудьте о том, что вы уже взрослый, умный, солидный, всё знаете и всё умеете. Каждый день окунайтесь в чтение словарей, вокальные упражнения — в то, что является основой основ вашего творчества. Жалок писатель с грандиозным замыслом и множеством грамматических ошибок. Жалок певец, взявшийся за произведение огромной сложности и не владеющий элементарными вокальными приёмами.

14. Вам так и не удалось ничего создать? Завершите хоть что-то. Доведите нечто совсем маленькое, скромное, до логического конца. Допишите песню или четверостишие, доделайте наконец гриву боевого скакуна, развевающуюся на ветру. Полюбуйтесь своим произведением. Отыщите его сильные и слабые стороны, но не оставляйте его между бытием и небытием.

Пора и мне довести до логического завершения мои размышления и наблюдения над процессом творчества и польстить себя надеждой, что хоть кому-нибудь они принесут некоторую пользу. Желаю всем неравнодушным творческих успехов!

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

8 комментариев to “Нужны ли перерывы в творчестве?”

  1. Светлана Медведева:

    Спасибо, Лена! Очень хорошая, насыщенная статья. Одна она — уже маленькое произведение искусства. Главное, что я отмечаю в ней с большой радостью — это искренность и теплоту по отношению к любому человеку, наделенному талантом. Уважение, терпение и бесконечное желание помочь, объяснить, дать точку опоры, возможность почувствовать твердую землю под ногами. Мне кажется, что это — очень важно. Ведь люди творческие часто экспрессивны, подвержены быстрой смене настроений. И бешеное счастье готово в мгновение ока смениться глубочайшей депрессией. Именно такие материалы позволяют переоценить что-то нужное, правильное, естественное и природное в механизме созидания и сотворения. Особено (лично для меня) актуальна тема «Тишины». Приятно читать, узнавая в строках саму себя — со своими переживаниями и насущной необходимостью «Молчания». М. и С. Дяченко великолепно эту тему обыграли в «Вита ностра». Советую тем, кто вдруг раздружился со словами — почитайте. Полагаю, многое вынесете. И груз молчания перестанет быть для Вас столь тягостным. Еще раз благодарю!!!

  2. ++Аргунов Артём:

    Лен, если я не ошибаюсь, фраза «Можешь не писать — не пиши» изначально прозвучала в контексте определения наличия таланта у того или иного автора, т.е. этот призыв направлен больше на бездарей, возомнивших себя виртуозами. Также к ней, думаю, могут прибегать новички, ещё для себя не уяснившие, что для них литературное творчество — мимолётное увлечение, дань моде, хобби или ж действительно призвание, душевная потребность, необходимость.

    Когда ж пред тобой такой вопрос не стоит, то, я думаю, не следует рассматривать творческие кризисы в подобном ракурсе. А творческие кризисы — явление, мне кажется, неизбежное для любого автора. Причём явление далеко не разовое, а наоборот — регулярное, притендующее даже на некоторую постоянность.

    И у каждого эти переоды длятся разное время — у кого-то они исчисляются днями, неделями, а у кого-то — месяцами и годами…

    Я думаю, неприрывно писать — невозможно в принципе. Во всяком случае, писать качественно, создавать нечто глубокое, прочувствованное. А писать, как говорится, из-под палки, т.е. фактически ставить творчество на конвеер — это не вариант. Если, конечно, мы не говорим о коммерческом творчестве, где на первое место выходит количество, оттесняя качество на глубокие затворки. Но при таком раскладе и результат получается соответствующий — творения-однодневки…

    А вот настраиваться на творчество нужно. Но эта вещь очень субъективная: и в том смысле, что одни авторы чаще испытывают необходимость в этом, другие — реже, и в том смысле, что каждый по своему настраивается — кому-то помогает прогулка, кому-то — музыка, кому-то — чтение, общение с творческими людьми и так далее.

    Тут просто нужно пробовать и смотреть, что конкретно тебе подходит больше, что у тебя работает…

    Что до развития и совершенствования: полностью согласен! Каждому из нас, какого бы уровня кто не достиг, всё одно есть куда расти, над чем работать, к чему стремиться. Если ж вдруг автор начинает понимать, что он — само совершенство, то, как говорится, пиши — пропало. Всё, это конец, творческая смерть, ибо такой человек, перестав развиваться, но начав считать себя сверхгением, переходит от творческого роста к творческой же деградации. У него растёт и развивается самомнение, а наработанные навыки, талант, напротив, чахнут и хиреют. В итоге мы получаем самолюбивую никчёмность.

    Я бы никому не пожелал такой участи!..

    Что до популярности: считаю, что писать необходимо в первую очередь о том, что тебе самому нравится, к чему лежит твоя душа, работать именно в этих жанрах и направлениях, а не смотреть: чего сегодня читают больше, чему сегодня отдают предпочтение?..

    Если ты делаешь что-то от души, у тебя есть шансы сделать это качественно, — так, чтобы о твоём произведении помнили и завтра, и через месяц, и через годы. Если ж ты делаешь что-то только потому, что это сегодня модно, ты попросту создаёшь очередной шерпотрёп, а этого «добра» и без тебя девать некуда…

    Отдыхать, конечно же, нужно, и учиться, познавать что-то новое — тоже. Новые впечатления, новые эмоции — новое веяние в вашем творчестве.

    Статья ж, Лен, получилась классная и, на мой взгляд, очень даже полезная! Молодец!

  3. Елена Чиркова:

    Друзья, огромное спасибо за столь высокую оценку моих скромных размышлений! «Вита ностра» советую почитать как раздружившимся со словом, так и дружным со всяким творчеством. В своё время вещь оставила очень сильное впечатление. Но тема необходимости внутренней тишины для творца живёт во мне давно и давно хотелось сказать об этом. Артём, думаю, что лозунг «Если можешь не писать — не пиши» актуален для каждого пишущего и творящего вообще. Это такое своеобразное сито, мерило ценности собственного творения. Если найдёшь покой, не создав данного произведения, лучше его не создавай. Лично мне так кажется.

  4. ++Аргунов Артём:

    «Если найдёшь покой, не создав данного произведения, лучше его не создавай. Лично мне так кажется.»

    Но ведь тогда получается, что автор пишет исключительно для того, чтобы доставить себе удовлетворение!..

    А как же талант, который дан свыше для того, чтоб его развивать, чтоб с его помощью что-то давать другим?

    Как же тогда какие-либо знания, то или иное понимание, всё то, чем автор мог бы поделиться с другими, но, найдя покой вне творчества, отказывается от этого?

    Хотя, наверное, тут всё очень и очень субъективно, и никаких общих схем, подходов, взглядов в принципе быть не может. И творчество ведь по сути у каждого своё, и взгляды на него, и причины, поводы, побуждающие заниматься этим самым творчеством. И, пожалуй, это даже хорошо, что у всех всё так по разному, по своему, — интересней! :)

  5. Елена Чиркова:

    «…А как же талант, который дан свыше для того, чтоб его развивать, чтоб с его помощью что-то давать другим?». Но разве у таланта всё, что выходит из-под пера, ровно и одинаково прекрасно? Талант также способен одаривать мир вещами проходными и проходящими. И вот такие вещи он мог бы и не делать, тем более, что уже владеет знаниями о том, что и как устроено в творчестве. Осознавая наличие подобных «шедевров» в собственном арсенале, многие по-настоящему одарённые люди мучаются и мечутся после всю жизнь. «… Хотя, наверное, тут всё очень и очень субъективно, и никаких общих схем, подходов, взглядов в принципе быть не может. И творчество ведь по сути у каждого своё, и взгляды на него, и причины, поводы, побуждающие заниматься этим самым творчеством. И, пожалуй, это даже хорошо, что у всех всё так по разному…». Об этом я уже просто устала говорить. Посмотри, сколько раз в статье это так или иначе оговаривается. Объективно точки над I здесь мог бы расставить один господь Бог, который один, собственно, и повинен в наших творческих потугах, называемых ещё в народе искрой божьей.

  6. Светлана:

    Дорогие ребята! Мне очень понравился ваш творческий союз и ваш проект. А Леночке отдельное особое спасибо за эту бесценную и много полезную лично для меня статью. Мне даже нечего добавить о прочитанном вышесказанными лицами. Все написанные Леночкой советы я, как начинающий свой поиск места в литературе, человек, загорелась желанием с вами пообщаться, так как совсем недавно сама увлеклась собиранием своих мыслей и слов на листе бумаги. У меня небольшой опыт в стихосложении и прозе. Уже три года, как я со своими подругами по перу, сотрудничаю с украинским проектом День сказки и публикуюсь в сборниках. Опыт работы со школьниками разных возрастов дал мне своё. Я начала с написания детских стихов и сказок, теперь у меня стали писаться рассказы и последнее, что получилось это фантастическая повесть для подростков. Хотелось бы узнать, кому можно предложить что-нибудь для комментирования. Мне нужна от вас, как более опытных, ценная и мудрая критика. Я рада, что познакомилась с вами. Желаю всем успешной и плодотворной работы на литературном поприще. С уважением, Светлана.

  7. Светлана Медведева:

    Светлана, Вы могли заметить, наверное, что мы стараемся размещать на своем проекте не только поэзию, но и прозу. Недавняя публикация повести Екатерины Романовой «12 класс» — тому явственное доказательство. Присылайте нам то, что хотели бы, например, увидеть на нашем проекте. Комментарии не замедлят себя ждать — уверена. К тому же, мы можем предложить Вам и сотрудничество в плане озвучания и размещения Ваших рассказов в нашем аудиожурнале. Воспользуйтесь формой обратной связи, либо пишите мне напрямую по адресу: svetlada@exler.ru Будем рады сотрудничеству и дружбе!

  8. Светлана:

    Спасибо, Светочка, за такой скорый ответ. Только если бы я не глянула по почте в письмо Артема и в вашу мастерскую, я бы даже не узнала, что мне ответили. Обязательно дома сделаю закладку на ваш проект. Попробую написать письмо по почте.
    С уважением, Светлана.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top