search
top

Пара слов о динамике произведения

Среди авторов часто поднимается вопрос динамики произведения. Раз за разом и авторы, и издатели повторяют, что темп произведения имеет огромную, порой, решающую роль. Доходит до смешного: сумасшедшей динамики требуют от детских сказок.

А так ли важна динамика?

Проникнувшись идеей необходимости динамики, начинающий автор начинает вставлять в текст огромное количество погонь, битв, убийств, секса и других драйвовых сцен. Они уверены, что благодаря сумасшедшей динамики успех их текстам обеспечен.

И вот тут кроется подвох. Наполняя свое произведение экшеном, нужно иметь в виду жанр создаваемого шедевра, целевую аудиторию, сюжет и идею. Причем, от всего этого будет зависеть не только количество динамичных сцен, но и их тип.

Очевидно же, что боевик должен быть предельно динамичен, и наполнен погонями и драками, тогда как любовный роман куда как спокойнее, да и динамичные сцены будут скорее наполнены эротикой, чем боевкой. А есть и вовсе спокойные, плавные произведения, например, философские произведения или трэвелоги.

Внутри и снаружи

Но и это еще не все. Важно различать между собой внешнюю и внутреннюю динамику. Что подразумевается под этими терминами? Все достаточно просто.

Внешняя динамика произведения – это события, происходящие с героем. Те самые погони и драки, а также походы за хлебом, встречи с друзьями и тому подобное. Внутренняя динамика – это те изменения, которые происходят с героями с течением времени. Герои переосмысляют свои взгляды на жизнь, меняют отношения к тем или иным людям, находят или теряют себя. Все это и есть внутренняя динамика.

Еще раз вернусь к теме целевой аудитории и соответствия жанру. В разных жанрах внутренняя и внешняя динамика соотносятся по-разному.

Все взаимосвязанной

Нужно понимать, что оба типа динамики связанны неразрывно. Любые события, происходящие с героем, влияют на его внутренний мир, соответственно, изменившееся мировоззрение влияет на внешние события, на реакции героя на происходящее.

Это элементарная психология, но работает она и в рамках литературного произведения. Помните старый советский мультик про капризную принцессу, которая высмеивала всех женихов? Однажды ее отец так разозлился, что выдал дочь за первого встречного. Им оказался один из женихов, переодетый в нищего.

Жених вел принцессу через все королевство пешком. По пути она не раз из-за своего характера попадает в неловкие положения. То ее высмеивает какая-то девчонка, то она остается без еды. И к концу пути девушка понимает всю отвратительность своего характера и исправляется. Так внешняя динамика изменила героя.

Но и ведь героиня изменилась. Теперь ей легче строить найти общий язык с новоявленным мужем. Теперь новость о том, что в мужья ей достался настоящий принц, она примет весьма благосклонно. Так внутренняя динамика влияет на то, что происходит с героем.

Золотая середина

Теперь вы можете примерно высчитать, как именно должно развиваться ваше произведение, насколько оно должно быть динамичным. Теперь вы сможете просчитать, как изменится герой в результате развития сюжета, и как изменится сюжет в результате развития героя.

Обратите внимание на то, что избыток внешней динамики часто банально не оставляет места для внутреннего развития героев. Именно из-за этого эффекта боевики, различный трешь и тому подобные вещи считают литературной легкой и поверхностной.

Но, стараясь углубить свое произведение, вы также можете ему навредить. Избыток внутренней динамики сильно усложняет текст, его восприятие. Именно так зачастую пишут интеллектуальную литературу. Но нужно понимать, что такие тексты требуют большого мастерства, да и целевая аудитория у этих книг не самая широкая. Начинать свой писательский путь с таких книг не слишком перспективно.

Куда актуальнее та самая золотая середина, о которой каждый из нас так много слышал, но найти ее всегда так сложно. Чередование сцен с внутренней и внешней динамикой даст нужный эффект. Пробуйте разные сочетания и вы, наверняка, найдете правильное сочетание.

Психология героя

Хотелось сказать о еще одном моменте: ваши герои тоже люди. И их стоит хоть немного, но пожалеть. О чем я? Мне несколько раз попадались произведения, в которых герои спали только тогда, когда глубокий обморок переходил в спокойный глубокий сон. Все остальное время с ними что-то происходит. И по наличие обморока, думаю, вы уже догадались, что хорошего среди всего происходящего было не так и много.

Чисто теоретически через некоторое время такой жизни у человека случается нервный срыв. Силы его покидают, и чтобы заставить его что-то делать, нужна весьма сильная мотивация.

Пожалейте своих героев, не доводите до такого состояния. Дайте возможность им хоть иногда выспаться, выпить кофе, просто посидеть и успокоиться.

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

Один комментарий to “Пара слов о динамике произведения”

  1. Nastya:

    Интересные советы, как новичок в писательской деятельности, говорю спасибо. Есть над чем поразмыслить:)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top