search
top

«Писательские премудрости» Конфликт! Конфликт! Да здравствует конфликт!

«Самый продуманный сюжет в мире теряет смысл, если в нем отсутствует напряжение и восторг, которые привносит конфликт».

(Уильям Нотт «Искусство беллетристики»)

      Конфликт – это столкновение персонажа с трудностями, в результате которых рождается противодействие.

     Считается, что конфликт это удел драматических сюжетов. Ну, или хотя бы эпических, где борьба видна не вооруженным глазом. Но рассмотрим конфликт с другой стороны, имея ввиду способ раскрытия характера героя. Как познакомить читателя с персонажем? Лучше всего описать его внешность и черты характера. («Истинный ариец. Характер — нордический, выдержанный. С товарищами по работе поддерживает хорошие отношения. Безукоризненно выполняет служебный долг. Беспощаден к врагам рейха. Отличный спортсмен: чемпион Берлина по теннису. Холост; в связях, порочащих его, замечен не был. Отмечен наградами фюрера и благодарностями рейхсфюрера СС…») Все узнали полковника Исаева из кинофильма «Семнадцать мгновений весны. Такое описание героя хорошо для партийной характеристики члена НСДАП. Но будет ли интересно читателю узнать о герое в первой главе? Когда автор раскрывает всю интригу характера героя, как крупье раскрывает карты; в этом случае уже ни игра не будет интересной, ни история. Другое дело, когда персонаж показывает нам свой темперамент, сталкиваясь с препятствиями на своем пути. Представим банальную ситуацию: темный переулок, впереди три амбала неблагонадежного вида и наш герой. Как он поступит? Может развернуться и убежать, может дать бой, а может заговорить противников до смерти или сводить в кино.

   Конфликт служит не только для знакомства с персонажем. Конфликт в художественном произведении всегда развивается по схеме действие – противодействие и разгорается в том случае, когда у героев разные цели и им, жизненно важно, этих целей достичь. Если ставки велики, герои настойчивы и деятельны, а проблемы труднорешимые, то у вас есть все шансы написать роман, от которого будет не оторваться.

     Мы привыкли к тому, что практически в любом романе есть герой и злодей, который ставит палки в колеса и не дает герою жить спокойно. Скажем спасибо этому злодею! Иначе, если бы его не было, то герой достиг всего, чего хотел в первой главе, а мы бы с вами заскучали. Раньше я думала, почему злодей не может поскользнуться на мокрой плитке в ванной и убиться на радость главному герою? Да, конечно же, потому, что тогда конфликт будет исчерпан, а читатель обманут в своих ожиданиях. Следуя этому принципу, главного злодея нужно беречь и даже помогать ему! Оба персонажа нужно подбирать как боксеров для спарринга: что бы они были в одной весовой категории, владели похожими навыками боя и степенью подготовки.

      В драматических произведениях конфликтом может послужить противоборство не со злодеем, а самим собой. Тогда, внутренний конфликт выходит наружу, и становиться той отправной точкой, из которой начинается главная сюжетная линия. Когда персонаж терзается муками совести,  разрывается между любимым человеком и честью. В таком случае мы наблюдаем за личностным ростом героя либо, наоборот, падением, сопереживаем ему.  

   Теперь рассмотрим типы конфликтов. Лайос Эгри выделяет три типа конфликтов: «статичный», «скачкообразный» и « медленно развивающийся».

Статичный конфликт – вялый конфликт. Это тот случай, когда два героя ссорятся и расходятся в разные стороны, оставаясь каждый при своем мнении. Ни один из участников такого конфликта не растет личностно и не принимает никаких важных решений. Такой конфликт аналогичен отсутствию конфликта и используется для описания персонажа.

  Скачкообразный конфликт обусловлен резкой сменой эмоционального состояния героев, резким накалом страстей. Персонаж может отреагировать так, как от него никто не ожидал.  Подобные конфликты характерны для мексиканских сериалов, где  герои резко то влюбляются, то охладевают друг к другу, а потом ненавидят. Если вы используете подобный тип конфликта, то действия персонажа должны быть оправданными. Например, если тихий замкнутый клерк решил напасть на инкассаторскую машину, то в его жизни должны быть такие проблемы, с которыми иначе не справиться.

   Медленно развивающийся конфликт покажет персонажа более ярко, позволит понять его переживания. В этом случае мы на протяжении всего повествования можем следить за плавными изменениями главного героя: от досады – к раздражению, от раздражения – к злобе, от злобы – к ярости, от ярости — к бешенству. Кульминация нам полностью открывает героя, показывает таким, какой он есть.

    Пожалуй, на этом мы сегодня и остановимся. Разбирайтесь с конфликтом в повествовании и не ищите конфликтов в частной жизни! До новых встреч!

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top