search
top

«Писательские премудрости». Урок 2.

«Быть или не быть? – задавался вопросом Гамлет. – Вот в чем вопрос!»

«Писать или не писать?» – задается вопросом автор. А если писать, то с чего начать? Нужно придумать сюжет и,  исходя из него,  создать персонажей. А может, наоборот?  Сначала создать интересный персонаж  и помещая его в различные ситуации смотреть на его действия? А может…

Да как угодно можно! Главное, что бы ваш сюжет был проработанный, а герой – живой, очеловеченный, трехмерный. Такой, за которого хочется переживать, которому сочувствуешь и даже влюбляешься. Как же создать такого героя? Нередко писатели создают своих героев на основе, так сказать, реальных событий. То есть, прототипом может послужить кто угодно, главное, что бы он вписывался в картину вашего повествования. Но будьте осторожны! Если вы пишете о том, как врач требует взятки  со своих пациентов, манипулируя результатами анализов, то будьте готовы получить повестку в суд, если этот роман попадет в руки вашему прототипу и он себя там узнает!

Как этого избежать? Персонажи любого хорошего романа хоть и похожи на реальных людей (имеют две руки, две ноги, уши, нос и так далее), но и очень сильно от них отличаются. Никогда «человек вымышленный» не должен походить на «человека разумного»! Что бы создать интересного персонажа, нужно взять за основу обычного человека, а затем как на эквалайзере накрутить на нем силу, отвагу, решительность, красоту физическую и душевную, ум. Либо наоборот: безнравственность, трусость, жестокость – в зависимости от характера вашего героя. Даже если ваш герой по сюжету должен быть скучный, занудный и бездеятельный, то он должен давать реальному человеку сто очков форы и быть архискучным, мегазанудным и бездеятельным в n-ной степени. Иначе, читателю будет не интересно! Ваш «человек вымышленный» должен гораздо больше влюбляться, страдать, драться, путешествовать, ввязываться в неприятности. Но нельзя забывать о том, что ваш персонаж должен расти! Он должен совершенствоваться, преодолевать трудности и меняться. Даже, если ваш герой «растет в обратную сторону» и преуспевающий бизнесмен лишается своей компании, семьи и друзей, затем спивается и кончает жизнь самоубийством. Важно, что бы он не был статичным.

Существует множество способов, благодаря которым вы можете создать по-настоящему интересного героя, проработать его характер до мельчайших деталей. Лайос Эгри в своей работе «Искусство создания драматических произведений» называет многомерных персонажей «трехгранными» и выделяет такие грани:  физиологическую, социологическую и психологическую.

Физиологическая грань – это внешний вид персонажа: вес, рост, комплекция, расовая принадлежность, состояние здоровья, физические недостатки и прочее.  Вы должны создать в своем воображении четкий образ своего героя либо найти подходящую под ваше описание картинку или фотографию в интернете.  Физические данные, как в реальном мире, так и в мире вымышленном играют огромную роль. Если взять самоуверенного, сильного и красивого мужчину и его друга – худощавого, рыжего очкарика, то они будут смотреть на мир совершенно под разными углами.  Так же внешность должна подчеркивать характер героя, его принадлежность к определенной профессии и мировоззрениям. Вспомнился анекдот, в котором говориться, что только в американских фильмах высокая голубоглазая блондинка с третьим размером груди может быть физиком-ядерщиком.  Соответственно, девушка, воспитанная в религиозной семье не может выглядеть как скинхед или танцовщица «Мулен-Руж».

     Социологическая грань отвечает за принадлежность героя к определенному социальному слою. Сюда можно отнести еще политические взгляды, вероисповедания, финансовый показатель уровня жизни. Опять же дочь нефтяного магната, которая не держала в руках ничего тяжелее папиной золотой карты и девушка-сирота, которая в десять лет уже начала работать будут иметь определенно разные характеры.

И последняя грань – психологическая. Это сфера фобий, комплексов, маний, страстей и так далее. Это способ реагировать на окружающий мир через привычки, эмоции, умение выражать себя и делать правильные умозаключения. Психологическая грань, по Эгри, есть результат взаимодействия физической и социальной граней.  Не обязательно открывать психологическую практику, что бы научиться лучше понимать людей. Достаточно просто быть наблюдательным человеком. Иметь заинтересованность ко всему, что происходит вокруг вас, понимать причинно-следственные связи. Если ваша коллега по работе внезапно разрыдалась на рабочем месте, то не упустите возможность  узнать у нее о причинах такого поведения. Наблюдательность – это наше все!

Подведя итог под всем вышенаписанным, нужно заметить, что к прорисовке персонажа нужно подойти чрезвычайно ответственно и серьезно. Прежде, чем взяться за написание романа, напишите биографию своих главных героев. Это можно сделать в форме автобиографии и написать от первого лица: «Я, Андрей Болконский, родился…» и так далее.  А можно изобразить анкетный бланк для приема на работу. Главное, что нужно, это отобразить все, начиная с детского возраста: где родился, был ли он (герой) желанным ребенком в семье, кто принимал роль в воспитании, привычки, любимая еда, часто ли болел, количество друзей и прочее. Далее, школа: какие предметы нравились, какие нет, участие в спортивных секциях, конкурсах, общественной деятельности. Его кружение, воинская служба (либо отсутствие оной и причины).  Первая любовь, первый сексуальный контакт (не нужно быть Фрейдом, что бы понимать, как это может отразиться на вашем герое), ревность, разочарование либо, наоборот, уверенность и романтичность. Вы уже поняли ход моих мыслей и дальше продолжать, думаю, не стоит. Стоит уделить большое внимание деталям, конкретным ситуациям, которые повлияли на формирование характера героя. Описать их как можно точнее, сделать акцент на переживаниях и эмоциях, какой опыт приобрел человек, столкнувшись с определенной ситуацией. Может ли герой отстоять свою точку зрения или ему проще проявить конформизм? Ударит ли первым, если обидят его мать или предпочтет промолчать и затаить обиду? Будет ли бороться за любимую девушку, если она встречается с его другом?  Вот такие мелочи позволяют узнать своего героя лучше, понять, как он поступит в сложной ситуации. Такая биография должна быть не менее десяти листов, а в идеальном варианте – пятьдесят. Если у вас будет подробный план жизни вашего персонажа, то это исключит белые пятна из вашего романа, сделает персонаж логичным и последовательным. Вы будете удивлены, когда ваш герой оживет на страницах романа и будет сам подсказывать решения, созданных вами обстоятельств.

В следующих статьях, мы рассмотрим другие способы прорисовки персонажей, чтобы вы могли выбрать для себя наиболее удобный и продуктивный.

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top