search
top

«Писательские премудрости» И снова говорим о персонажах.

А мы продолжаем изучать способы создания неординарных  персонажей, настоящих героев повествования. В прошлой статье я рассказывала о составлении биографии своего героя. Мне бы хотелось немного вернуться назад и повториться с вашего позволения. Так получилось, что мне попалась книга «Школа литературного мастерства» Вольфа Юргена, где он, основываясь на подход Эгри, приводит разработанный им список вопросов, ответив на которые вы узнаете своего героя как самого себя, а может даже лучше (о себе вы навряд ли писали такую развернутую биографию).  Итак:

Анализ персонажа

1. Имя.

2. Пол.

3. Возраст.

4. Физическое состояние.

5. Как персонаж оценивает свою внешность?

6. Опишите детство и юность персонажа:

а) отношения с родителями;

б) отношения с братьями или сестрами (если есть);

в) отношения с другими людьми, занимавшими важное место в его детстве и юности;

г) стиль жизни в этот период;

д) образование;

е) детские увлечения (хобби, интересы);

ж) место, где герой вырос.

7. Опишите, какое образование он получил после школы, служил ли в армии.

8. Опишите сегодняшние его отношения:

а) с родителями;

б) с братьями и сестрами;

в) с другими людьми, занимавшими важное место в его детстве и юности

9. Опишите личную жизнь персонажа (женат, помолвлен, прежние супруги, разведен)

10. Опишите его сексуальную жизнь, моральные принципы.

11. Есть ли у персонажа дети? Если да, то опишите его отношения с ними. Если нет, то как он вообще относится к детям?

12. Отношение к религии. Верующий ли он человек?

13. Какова его профессия? Чем он занимается?

14. Опишите его отношения с боссом и с коллегами.

15. Что он думает о своей работе?

16. Какие у него хобби, интересы и увлечения?

16. Опишите его жизненную философию.

17. Опишите его политические взгляды.

18. Опишите основные черты личности персонажа (оптимист он или пессимист; интроверт или экстраверт).

19. Чем он гордится?

20. Чего он стыдится?

21. Каково состояние его здоровья?

22. Насколько он умен?

23. Опишите его отношение к другим персонажам вашего произведения.

24. Какова цель персонажа в вашей истории?

25. Почему он хочет достичь именно этой цели?

26. Кто или что стоит у него на пути?

27. Какие качества и сильные стороны помогут ему достичь поставленной цели?

28. Какие слабые стороны помешают ему достичь цели?

29. Насколько четко персонаж выражает свои мысли?

30. Есть ли у него акцент или диалект? Если да, то опишите их.

31. Использует ли он в своей речи сленг или профессиональный жаргон? Если да, то опишите их.

Зачем изобретать велосипед, когда можно воспользоваться чужим, но проверенным?

Этот способ всем хорош, но очень трудоемкий. Есть и другие, менее затратные по времени. Каждый писатель должен быть немножко психологом, для того, что бы разбираться в мотивах поступков и формировании личности. Существует большое количество хороших фильмов и сериалов, где упор делается на психологическую основу, посмотрев которые вы научитесь лучше понимать людей. Если автор пишет о медработниках, то ему не обязательно разбираться в инженерии, но в медицине разбираться обязательно! Тому, кто пишет детективы важно знать криминалистику, а медицину и инженерию можно опустить. Но знать человека должен любой писатель, потому, что человек – это основа основ! Еще хочу сказать, что если вы автор, пишущий в стиле фантастики или фэнтези и ваш главный герой вымышленное не человекоподобное существо, то ваш роман не вызовет восторга у читателей и бестселлером, навряд ли, станет. Читатель осознанно или неосознанно, но примеряет роль персонажа на себя. Если ему будут знакомы чувства и эмоции испытуемые четвероногим звероящером, то он будет читать, а если действия невозможно примерить на себя, то и читать дальше никто не будет.   Нередко бывает так, что яркий прорисованный персонаж запоминается лучше, чем весь сюжет многотомного романа. Рассмотрим, например, метод, позаимствованный из психологии, так называемая «Техника пустого стула». Вам нужно сесть на стул, рядом поставить еще один – пустой, на котором будет сидеть ваш персонаж. Сидя на стуле, вы задаете вопрос своему герою, а затем, пересаживаетесь на свободный, полностью «перевоплощаясь» в персонаж, и отвечаете на свой вопрос, но с его (персонажа) точки зрения. Либо можно представить, что вы  — психотерапевт, и к вам на прием пришел ваш герой.

Витя Белов, предположим, в пятнадцать лет ушел из дома, скитался, а потом попал в криминальную группировку. Основная часть сюжета раскрывается в его деятельности в группировке. Но почему он стал «таким», если рос в семье учителей?

— Почему ты ушел из дому? – спросите вы его.1775465-31066160-187264-0-1499423893-0-1499424010-0-1499424649-1499424655-650-1-1499424655-650-f49fd0ae00-1500558163

— Это мое личное дело, — ответит он, не желая идти на контакт.

«Ну да, это я же его таким упрямым придумал, — подумаете вы».

— Я же твой автор, может, все-таки расскажешь?

— Мне бы не хотелось возвращаться в прошлое, — проговорил он, покусывая губу.

— Я бы хотел тебя лучше понять, — придвигаетесь ближе к нему и смотрите в глаза.

— Ну, ладно, — согласится он. – Просто мне было очень трудно. Меня не принимали родители таким, каким мне хотелось быть. Они не одобряли моих увлечений и навязывали свои мировоззрения…

Это был второй способ. Он хорош в тех случаях, когда не до конца ясны причины поступков персонажа, или когда вам нужно глубоко и образно описать эмоциональные переживания.

Рассмотрим еще один способ «прокачать» воображение, освоим метод визуализации. Технику «скрытой картинки» так же предложил Вольф Юрген и я хочу поделиться ею с вами. Этот метод предполагает, что персонаж уже существует и вы позволите ему действовать самостоятельно. Здесь важно отпустить свое воображение, не ставя преград и заслонов. Представьте, что вашему герою (все равно кому, на ваше усмотрение) предстоит зайти в квартиру (дом, комнату). Чья это квартира? Как выглядит входная дверь? Представьте. Потяните за ручку. Закрыта или открыта? Если закрыта, то, что сделает герой? Будет стучать, постарается открыть отмычкой или влезет в окно? Он в комнате. Опишите обстановку. Прибрано ли в доме, какая мебель, рассмотрите элементы интерьера, картины на стенах, статуэтки (если есть). Вам (ему) нужно найти фотографию или газетную вырезку с картинкой. Где она может быть? Сможет ли ваш персонаж найти эту картинку? И если да, то, что на ней? Опишите.

Чем поможет нам этот метод? Дело в том, что вы раньше не задумывались об этой ситуации и позволили своему воображению сделать все за вас. Это как смотреть сон с вашим персонажем. Почаще тренируйте подобным образом свое воображение, и вы сто процентов увидите результат!

 

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top