search
top

Пособие для самых-самых начинающих Интернет-поэтов. Обзор.

А Вы - творческий человек? Узнайте об этом!

bumazhka            Накипело! Долой безграмотных поэтов!

 

Прежде чем говорить о сложных вещах, стоит вспомнить прописные истины. Я был очень удивлён, когда, посещая различные писательские сообщества, столкнулся с поэтической безграмотностью, как начинающих авторов, так и матёрых писак, которые доказывали мне, что они пишут «от души», а потому, какие-либо законы поэтики им чужды и не имеют никакой важности в наше время. Но, кто не бывал в галерее современного искусства, и кто в глубине души не говорил себе: «Я так тоже могу начертить две полоски на холсте и выдать это за произведение искусства»? Чем художники авангардисты отличаются от современных поэтов-«душевников»? Разве эти художники не вкладывают душу в свои произведения? Вкладывают… но помимо этого каждый из этих художников владеет техникой классической живописи, в отличие от большинства поэтов-«душевников». Так в чём же проблема? Почему современные писатели не знают и минимума того, что стоит знать о поэтике? Ответ прост: В каждом городе есть художественные и музыкальные школы, куда отдают детей с малолетства и учат простейшим законам музыки и живописи. Но в каждом ли городе есть поэтические школы? Нет… а если и есть, детей, в основном, не учат «как нужно писать», их, по большей части, учат тому,  « что нужно писать». И если и есть где-то поэты и писатели, то они самородки, и у этих самородков существует неправильное отношение к писательской деятельности. Поэтика теперь воспринимается не как наука, а как что-то ушедшее и мешающее выдать им ту информацию, что «приходит свыше». Но давайте вспомним Маяковского, ярого сторонника «ломания стереотипной поэзии», разве он не знал, что такое ямб, хорей, амфибрахий? Конечно же, он знал, и на основе этих знаний он стал придумывать свою «поэтику». И теперь, прежде чем писать хрень и выдавать это за «ломание стереотипов», я призываю современных авторов, усвоить эти стереотипы, чтобы вам действительно было что ломать и, чтобы вы сами знали, чем пренебрегаете во благо «пришедшего свыше образа».

Эта статья не более чем обзор на общие проблемы современной поэзии, некая схема, с помощью которой вы сможете ориентироваться в структуре поэтики, и на основе статьи сами будете добывать нужную вам информацию. После я буду выставлять отдельные, подробные «советы», охватывающие каждую в отдельности проблему, озвученную здесь. Спасибо.

 

Во-первых, строфа. Я обращаю внимание, что современным «поэтам» намного проще и приятнее писать четверостишиями. Это хорошо, так как строфа в четыре строки «самая классическая», основная и удобная. Из-за пристрастия к катрену и перекрёстной рифме, мне несложно предположить, что это – пародия на классическое стихотворение, «пушкинское», где почти всегда мы встречаем четверостишия с перекрестной рифмовкой. Пушкин был гением своего времени: у него всё остаётся понятным, доступным и всегда лежит на поверхности. Прибавьте к этому отточенную технику, и сразу станет ясно, почему он любим многими. У начинающих же поэтов сквозит смысловая примитивность и отсутствие каких-либо выразительных средств, не компенсирующихся техникой, так как по своей неопытности они не умеют с этим материалом работать. Если люди стремятся писать классической строфой, то мы и будем особое внимание уделять именно таким стихотворениям.

 

Любое стихотворение, в котором есть строфы, подразумевает под собой определённую систему построения этих самых строф (рифмы, размер, ритм). Я оцениваю эти стихи как классические, выявляя недостатки и отмечая качество работ.

Классическая строфа не всегда состоит из четырёх строк. Есть строфы, содержащие по две, три, пять, шесть и т.д. строчек. Самое главное, чтобы строки в строфе рифмовались. Если вы первую строфу сделали, например, в четыре строки, то на протяжении всего стихотворения у вас должны быть строфы, абсолютно все в четыре строчки. Точно так же это правило относится и к другому количеству  строк в строфе. Исключением являются некоторые твёрдые, уже устоявшиеся в литературе формы, такие как сонет. Стоит обратить внимание на то, что существуют рифмовки: смежная, перекрёстная и опоясывающая. В одном произведении можно использовать все виды этих рифмовок.  Кроме того, есть ещё одна рифмовка, которая к классическим особо-то и не относится: холостая. Это когда рифмуются всего две из четырёх строк в строфе:

 

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

 

С. Есенин

 

Нужно знать, что, если в одном стихотворении вы можете использовать все виды классических рифмовок, то использовать в одном стихотворении классические рифмовки и «холостую» одновременно нельзя.

 

Во-вторых, важно знать, что в рифмующихся строках должно быть одинаковое количество слогов. Для того, чтобы посчитать количество слогов, нужно посчитать количество гласных букв в строке. Абсолютно всех, даже предлогов, местоимений и союзов, где есть гласная буква. Если в первой строфе (например, четыре строки с перекрёстной рифмовкой) у вас вышло, что в первой и третьей строках восемь слогов, а во второй и четвёртой десять, то следующие строфы должны сохранять такой же строй слогов.

 

В-третьих, рифма. Одна из самых болезненных тем. Начнём с того, что существуют мужские, женские, дактилические и гипердактилические рифмы; классические  и  неклассические; составные и несоставные.

 

Так вот, если первая строфа, была прорифмована только мужскими рифмами, то нужно рифмовать только мужскими рифмами все последующие строфы. То же самое с женскими и дактилическими. Гипердактилические рифмы следует использовать по тому же принципу. Встречаются они крайне редко, тем не менее, мы их можем встретить, например, и у Брюсова, и у Блока:

 

От луны лучи протягиваются,

К сердцу иглами притрагиваются.

 

В. Брюсов

 

Бывают моменты, когда идёт чередование мужской и женской рифмы, мужской и дактилической, женской и дактилической и т.п. Сохраняйте это чередование на протяжении всего стихотворения. Если вы пишите только классическими рифмами, то неклассические рифмы проскакивать не должны. Если только неклассическими, то и всё стихотворение должно быть построено на неклассических рифмах, либо должна быть определённая система. Иными словами, соблюдайте целостность структуры во всём стихотворении. Например, чередование классических  и неклассических рифм:

 

Рябит и уносится дымом фонарь не потухших

ночей, зазеркалий кустарников, переменив-

ших ориентировку шрифта, от гротеска в курсив.

Сказал тот же голос: «Пустоты, смотри! – но не мучь их».

 

Я выпал из стёкол кустарника в ветки скульптурных

деревьев, засыпанных дымом сухим и костя-

ми тех, кто уснул и не рад зазеркальным гостям,

на утро, слепая работа — бессмысленный культ их.

 

Не рифмуйте глагол с глаголом, прилагательное с прилагательным. Это просто плоско и некрасиво. Сейчас каждое такое стихотворение отправляется без рассмотрения в разряд  третьего сорта. Пытайтесь рифмовать разные части речи. Ищите новые рифмы, не рифмуйте банальные вещи: «розы-морозы», «поля-тополя», «друг-вдруг», «любовь-кровь-бровь-вновь-морковь».

 

Четвертое. Поговорим о самом сложном – стихотворном размере.  У каждого классического стихотворения должен быть стихотворный размер. Как же мне много пришлось выслушать о том, что он не нужен: «зачем его знать, если и так люди пишут?» Пожалейте читателей, прошу вас. Пусть читатель лучше читает стихотворение, не запинаясь, плавно и легко, пусть лучше думает над смыслом, а не над тем, как прочесть последующую строку. Он не сможет понять смысл, спотыкаясь на каждой из строк, ломая голову, как её правильно прочесть. У вас в голове образуется своя ритмичность, и вы сами знаете, как прочесть каждую из строк, но читатель не может залезть вам в голову и понять, как нужно его читать, он просто не получит эстетического удовольствия. Если уделить время стихотворному размеру, то можно понять, что с ним писать куда легче и приятней. Поэтому и нужна система ударных и безударных слогов. Вы можете пользоваться пятью самыми известными стихотворными размерами, можете даже попробовать освоить пеоны, можете придумать свой стихотворный размер, основанный на спондеях и пиррихиях (логаэд), но система ударных и безударных слогов нужна обязательно. Как бы сильно Хлебников, Кручёных и прочие футуристы ни избегали классических стихотворных размеров, они их знали и на основе раннего опыта придумывали свою ритмичность. Если вы пишете классической строфой с классическими рифмовками, и выходит, что каждая из строк у вас рифмованная, и всё, что написано ранее мной, соблюдено, то стихотворный размер поможет вам сделать стихотворение качественнее, читабельнее и правильнее. И тогда это будет стихотворение, классическое стихотворение, а не пародия на него. Стихотворный размер в поэтике – это как знаки действия в математике: убрав все знаки действия или заменив их другими, мы либо не получим никакого ответа и решения, либо решим уравнение или задачу неправильно. Поэтика – точно такая же наука, как и все другие науки. Вы просто должны знать, что есть хорей, ямб, дактиль, амфибрахий и анапест, ориентироваться в них и уметь использовать. Невозможно придумать что-то новое, не зная того, что уже было создано: то же самое, что слесарь будет искать, чем забить гвоздь, не зная, что существует молоток. Это абсурд, такой же, когда пишешь стихотворение и не знаешь, что такое стихотворный размер.

 

Пятое. Образность, идея и выразительные средства.  Ещё одна «печалька печальная». Кстати, сказал эту фразу не случайно. Я её нашел в стихотворении современного «попсового» автора, не помню, у кого. Не суть. В том стихотворении именно это выражение заменяло всю образность и метафоричность. Большего я не дождался, всё прочее – просто зарифмованный рассказ-рассуждение о том, как автор страдает от несуществующей любви (даже этот троп лучше, чем метафоры в их прочих стихах).

 

Начнём, наверное, с идеи. Идею у стихотворения хотелось бы видеть не избитую, более новую и нестандартную. Существует много идейных ответвлений в лирике: пейзажная, городская, любовная, гражданская, философская, религиозная, мистика-эзотерика и т.д. Но в последнее время любят пользоваться только тремя: пейзажная, философская и, конечно же, любовная. При этом философская хоть как-то спасает современную поэзию. Хотя сколько ни читаешь, всё натыкаешься на одно и то же; что мир есть грязь, а люди звери, а я другой, я сумасшедший, и не хочу быть нормальным, как все. Не нужно уже писать об этом. Зачем? Мы уже наизусть выучили истину, что мир порочный. Зачем писать об этом так много стихотворений? Если возьмём пейзажную лирику, то просто увидим, что каждый второй – Есенин. Есенин был один, крестьянских поэтов уже нет, и не нужно писать то, что мы не любили учить в школах. Гражданская лирика в большинстве своём зациклена всего в трёх словах: «Страна в говне». Не надо так. Наконец, те авторы, которые пишут о войне. Наверное, некоторых заставляют в школах и вузах для мероприятий об этом писать. Ни разу не побывав ни на одном сражении, что мы будем описывать? То, что рассказали дедушки или то, что увидели в фильмах или, играя в компьютерную «Вторую мировую»? Всё, что могли написать люди, бывавшие на войне, уже написали. Если кто-то захочет прочесть стихотворение о войне, он не будет читать вас, а лучше прочитает Симонова, Твардовского или ещё кого-нибудь в этом роде. Безумно много любовной лирики. Слишком много. Особенно женской любовной лирики. Хотите об этом писать – напишите, но что-то нестандартное, или пишите только для своей любимой (-го), отправляя стих в личное сообщение, не в паблики, на форумы и сайты, чтобы все видели, какой ты заботливый (-ая) молодой человек (девушка), но ни черта не поэт.

 

Сейчас очень популярны «мистика и эзотерика»,  хотя и не так сильно, как пять лет назад. Тогда её было очень много, и всё остановилось на том, что книгу и фильм «Сумерки» «записали в столбик». В общем, существует множество тем и идей для новых работ, но при этом есть и уже давно избитые. Лучше не останавливаться на всём том, что написал я выше, а придумать что-то такое, чего ещё не было, или про что давно забыли. А если берёте всё-таки «заезженные» темы, то нужно их оформить по-иному, более образно, более технично, более качественно.

 

Теперь поговорим об образности и выразительных средствах. Пожалуй, самая важная составляющая всей, абсолютно всей литературы. Выразительные средства нужны всегда. Но ими редко кто пользуется. Максимум – сравнения, избитые тропы и ноль метафор. Получается что-то вроде рассказов-рассуждений в столбик, рассказов-описаний в столбик; да и проза-то должна при этом быть не менее образной. Но про прозу вообще другой разговор. В каждом стихотворении должна быть загадка, скрытый смысл, многозначность. Смысл и идея не должны лежать на поверхности, они должны быть завёрнуты в метафоры и образы. Вот для чего нам нужны выразительные средства. Будет прекрасно, если в стихотворении будут символы, но это не обязательно. Хотя, читая других авторов, я всегда ищу именно их. Если не будет выразительных средств, тогда зачем, вообще, была создана поэзия? Конечно, есть сторонники полнейшего акмеизма — их идеал, когда стихи понятны, иными словами, они сражаются за «точность слова». Но даже эти стихи не страдают от недостатка образов. Единственное отличие в том, что смысл лежит на поверхности, и нет символов, как ни старайся их найти. Но самая большая проблема в другом. Не в том, что выразительные средства не употребляют (лучше бы, вообще, тогда их не употребляли), а в том, что используют очень избитые: «тёмная ночь», «горящий полдень», «белая берёза». Стоит сделать вывод, что стихотворению образность и выразительные средства дают очень многое, но не стоит употреблять уже настолько клишированные. Ищите новые нестандартные образы.

На этом мы закончим разговор о классическом стихотворении. Если вы будете знать хотя бы этот минимум, отношение к вам, как к поэту, очень измениться в лучшую сторону.

 

Если вы в жизни такой бунтарь и анархист, то вам, конечно же, подойдут стихи, которые не относятся к классике. Если вы хорошо освоили стихотворный размер, но вам осточертела рифма, пишите «белым стихом».  Если вы не хотите считать количество стоп в рифмующихся строках, то вам наверняка подойдёт «вольный стих». И если вы не хотите писать ни стихотворным размером, ни рифмовать последнее слово в  каждой строке, то вам, конечно же, подойдёт «верлибр».

Следует сразу оговорить, что верлибр строится на повторах чего бы то ни было, пусть и фрагментарных, спонтанных и хаотичных. Это могут быть повторяющиеся синтаксические конструкции, аллитерации, лексические повторы, анафоры, эпифоры, повторы ритма в некоторых строках и т.д. Учитывайте, что бесформенность здесь сама по себе есть форма, она систематизирована. Как правило, верлибр разбивается на строфы по интонационно-смысловому принципу (т.н. интонационно-фразовый стих по Квятковскому) либо вообще пишется сплошным текстом:

 

Чувствовать, как Бог прочувствовал землю,

до самой призрачной крупицы бытия,

«Смогу ли я?..» –

вопрос ко всем святым, –

«Заставить плакать и ловить овации

с трибун Сокольников?»

 

Я не получал талант от Бога быть распятым

на папирусе, расписанном Гомером, что так лелеял

и говорил, как пустозвон, об этом

в кабаке, в окружении засохших устриц.

Я Раскольников, не дошедший до теории убиения,

а пришедший лишь к тому,

что я поэт.

И взрастил, как матерь, плоть того, кто в будущем

предаст.

 

Абзац.

Не важно, что было. Всё рушить поздно.

 

Верлибр – это особый вид поэзии, находящийся в оппозиции с классическим стихосложением; самый идеальный верлибр не должен содержать банальных и глагольных рифм (в этом случае лучше вообще не использовать рифмы). Стремитесь к употреблению не только и не столько внешних, сколько внутренних рифм. Пусть редко, но они должны быть, быть качественно новыми. Отсутствие формы должно в полной мере компенсироваться образностью, и не банальной, а самой глубокой, символичной. Инверсии как инструмент создания стихотворения здесь имеют место быть.  Не бойтесь двусмысленности. Без всего этого ваш верлибр можно отнести к стихотворениям в прозе.  Вы, конечно же, можете писать верлибры, не зная самые основы стихосложения, но тогда верлибр превратится в оправдание качественных недостатков творчества, ведь поэзия –  тоже наука.

 

Я писал эту статью не для того, чтобы как-то похвастать своими знаниями или умением преподносить материал. Я писал то, что относится к самому минимуму в написании стихотворений, то, что каждый, даже начинающий автор, должен знать! Вы можете сколько угодно оспаривать мою позицию, писать недовольные рецензии и комментарии, но я не хочу, чтобы к стихам относились как к чему-то несерьёзному  и легко усваиваемому. Писать стихи — не значит отдыхать, это значит трудиться и отдыхать посредствам смены деятельности, открывая для себя новые горизонты и внутренний потенциал.

 

Я часто слышу «я пишу, как считаю нужным», это просто неправильно. Как можно чем-то заниматься, не зная основ. Поэтика – это свод законов и правил. Человек, в реальной жизни нарушивший закон, попадает в тюрьму, его просто изолируют от общества, а взрослого человека, который не знает простейших правил в русском языке, сразу же могут отнести к безграмотным людям. Для того, чтобы что-то создать новое, нужно знать то, что было создано до нас. Не будьте «безграмотными поэтами», да, и, вообще, не называйте себя поэтами, не зная простейшего. Даже человека с отсутствием моральных признаков, называют индивидом, а не личностью. Не становитесь индивидами в поэзии. Тех, кто не согласен со статьёй, агитирую, вообще, не писать или писать в стол, а ещё лучше – заняться прозой. Но и там есть свои правила. Я не понимаю таких высказываний: «я пишу для себя». Если вы пишите для себя, пишите в блокноте, никому не показывайте и восхищайтесь, а не отстаивайте свою правоту, публикуясь на различных сайтах и пабликах, иначе вы найдёте такого человека, как я, утверждающего, что вы не поэт, а просто пописывающий человек. Надеюсь, я не был слишком груб. Надеюсь, у вас всё получится, и вы освоите минимум, представленный в этой статье. Живите, творите, мечтайте!

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top