search
top

Пособие для самых-самых начинающих Интернет-поэтов. Рифма.

бумажка 2

 

Продолжаем наше путешествие по прописным истинам!

 

Со строфами вроде бы всё должно быть понятно из прошлой статьи «…обзор», и далее акцентировать внимание на них, я считаю, бессмысленным. Что касается «равнозначного количества слогов в рифмующихся строках», мы разберём это в теме: «Размер и метр» — а вот сегодня мы поговорим о РИФМЕ И СПОСОБАХ РИФМОВКИ!

Не может не радовать тот факт, что «рифму» на наше время считают самым основным компонентом поэзии, хотя, и зачастую, игнорируя все прочие. Но даже в такой, вроде бы простой и понятной «вещице» существует множество нюансов, которые иногда наталкивают на вывод: «Лучше бы совсем не рифмовал, чем вот так…». В чём же заключается, собственно, проблематика? Если рассматривать этот вопрос глобально, то проблем на самом деле немного, всего две: История и Рифмоплёты! Сейчас разберём каждую из них.

  1. История. Ни для кого не секрет, что «поэзия», как таковая, существует не одно столетие, и даже за минувший век было написано миллиард стихотворений, и у этого миллиарда стихотворений рифмовались строки. Людям XXI века крайне сложно пробиться через всю эту толщу прорифмованных стихов и как-то суметь соригинальничать. Поэты XIX века не оставили нам не единого шанса как-то по-иному рифмовать, не выходя за пределы словаря Даля, своими «Венками сонетов». Проблема «банальных рифм» существует на самом деле очень давно, и даже сам Пушкин шутил над теми, кто продолжал рифмовать «розы-морозы»:

 

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей…

(Читатель ждет уж рифмы розы;

На, вот, возьми ее скорей!)

 

А. С. Пушкин

«Евгений Онегин»

 

Тем, кто не видит проблемы в банальности, хочу посоветовать прочесть как можно больше стихотворений, постепенно переходя к современникам, и, когда на сотой рифме «кровь-любовь» у вас начнётся жжение в области живота, и никакого желания читать современных авторов, разочаровавшись в их способах донесения поэтической мысли через рифму, милости прошу вернуться обратно к этой статье.

 

Как же можно избавиться от тривиальности? В этом нам помогут только индивидуальные поиски и эксперименты. Ситуацию в наше время смогут вытянуть «неточные рифмы» (о которых мы поговорим чуть ниже). Рифмуйте разные части речи друг с другом (ни в коем случае не нужно рифмовать глагол с глаголом и прилагательные с прилагательными, потому что они все друг с другом практически рифмуются, и для автора использование их называется «филонить»). Рифмуйте слова, которые только недавно вошли в обиход и не успели закостенеть в русской литературе (ну, мы же с вами современные люди). И не забывайте, что существует такое понятие, как «переносные рифмы», про них забыли, но они тоже имеют место быть. А, вообще, всё это дело пока только техники… любую рифму можно использовать, если она оправдана и действительно стоит на своём месте, но об этом подробнее в «Рифмоплётах». А пока вот вам список «заезженных рифм», при виде которых сразу же хочется бежать прочь (никогда не нужно их использовать):

 

любовь – вновь – кровь; время – бремя; день – тень; вечер – свечи – плечи; вы – увы; водка – глотка – селёдка; краски – маски; дорога – порога – бога; ответ – нет; стены – системы – перемены – вены; год – вперёд – пройдёт; года – никогда; пусть – грусть; мести – на месте; снов – слов; тело – дело; тебе — судьбе — борьбе; чувство — искусство; тебя – любя; Два — голова — дрова — трава — молва — слова; Четыре — в квартире — в мире и т.д.

 

Вообще, этот список довольно обширен, и таких рифм можно накопать в интернете очень много, если кого-то заинтересовал этот вопрос.

 

И, кстати, как бы не было абсурдно, но умению искать «свежую рифму» можно поучиться у современных реперов, которые только вот-вот вышли на свой творческий путь, ведь они живут по закону: «никогда не рифмуй квадраты».

 

Ещё один совет, если вдруг вам понадобиться рифма, то вбейте в поисковике то слово, что ищите, с подписью к нему: «Найти рифму» и всё что вам выдаст поисковик, никогда не используйте, потому что они на 90% либо банальные, либо слишком «бедные», либо, вообще, рифмой не являются. Придумайте то, чего не будет в этом списке.

 

  1. Рифмоплёты. Кто такие рифмоплёты? – это те люди, которые рифмуют ради того, чтобы просто рифмовать, и они не думают, зачем они собственно это делают. Для них рифма – это «штука», которая может какой-либо поток слов сделать стихотворением, зачастую не догадываясь, что стихотворению и без рифмы нормально живётся.

 

Но изначально у рифмы была своя задача, своя идея и то, ради чего она существует. Давайте вспомним же истинное её предназначение:

 

1). Рифма используется как ритмический элемент стиха (строки), который выполняет функцию клаузулы (заключительная часть стиха или строфы), но при этом, делая стихотворение более «сочным» и приятным на слух, создавая ощущение завершённости стихотворению и его отрезков, объединяя стихи в одно целое. Рифма, как и ритм стихотворения, организует и систематизирует поэтическую речь.

 

На это предназначение рифмы и ссылаются Рифмоплёты. Но такое понимание относится только к технике, а потому, если рифма нужна только для того, чтобы «было приятнее слушать», тогда уж не используйте банальные рифмы и работайте над тем, чтобы вас было приятно слушать/читать не только быдлу, но и искушённому слушателю/читателю.

 

2). Рифма нужна для того, чтобы автору помочь акцентировать внимание читателя на слова, которые он отмечает, как наиболее важные, значимые и ключевые, для лучшего восприятия образа и мира лирического героя.

 

Вот здесь уже объединяются такие понятия как форма и содержание. Теперь рифма является инструментом поэта, который поможет читателю лучше понять те чувства, что испытывал автор, когда писал своё стихотворение. Таким приёмом любил пользоваться французский поэт С. Малларме, когда читатель только ориентируясь на рифмы, мог понять истинный смысл стихотворения.

 

  1. Задача рифмы состоит в том, чтобы расширить смысловую нагрузку. Она теперь не просто ритмообразующий элемент, а часть образной системы, граничащий с таким понятием, как «Символ». Автор намеренно использует тот или иной вид рифмы, для более точной передачи смысла. Но он не просто выделяет важные слова, он приводит рифмы в систему, подбирает их не только по фонетико-интонационному, но и по интонационно-смысловому принципу. Попробую объяснить на примере стихотворения А. Блока «Ветхая избушка»:

 

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег…

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом…

В снежном доме будет

Резвая игра…

Пальчики застудят, —

По домам пора!

Завтра выпьют чаю,

Глянут из окна —

Ан уж дом растаял,

На дворе — весна!

 

Давайте выпишем все рифмы из этого стихотворения и прочтём их в том порядке, в каком использует их автор:

 

Избушка, стоит, старушка, глядит, шалунишкам, снег, ребятишкам, бег, смеются, дом, раздаются, кругом, будет, игра, застудят, пора, чаю, окна, растаял, весна.

 

Заметили, насколько рифмы подобраны по смыслу? Даже выдернув их из контекста стихотворения, они всё равно отражают его суть. Рифмы в этом стихотворении являются некой «фабулой», системой, укрепляющей смысл. Но бывают и случаи, когда порядок рифм имеет свою смысловую нагрузку не зависимо от контекста, идущую параллельно с текстом или даже противоположную ему. Тут уже зависит от идеи самого автора.

 

И, обратите внимание, в стихотворении Блока все рифмы стоят каждая на своём месте, их нельзя назвать «свежими» даже для времени, когда жил автор, но они поистине оправдывают своё существование, потому что они находятся в системе. И не будем забывать, что это детское стихотворение, а дети лучше воспринимают «точные» рифмы, и чем они «глубже», тем лучше для детского восприятия, и основополагающая функция рифмы здесь, всё-таки, мнемоническая (для лучшего запоминания).

 

Так что любая рифма имеет место быть, если она оправдывает своё существование!

 

 

Теперь поговорим, собственно, о видах рифм, их особенностях, и, конечно же, значении.

 

Любое силлабо-тоническое стихотворение (в прошлой статье «…обзор», мы называли их «классическими») подразумевает строгую, непоколебимую систему, и каждый из элементов этой системы поддаётся своим правилам, в том числе и рифма. Исторически сложилось так, что любая разновидность рифмы  имеет своё предназначение, и ранее использовалась только для передачи одного конкретного настроения или события. Но в наше время, конечно же, это не столь важно, но сказать об этом я не могу, хотя и сильно акцентировать внимание на этом, тоже не буду. Подробнее вы сможете узнать из любого учебника по литературоведению (ну, может быть и не из любого).

 

Виды рифм:

 

  1. По положению в стихе: концевая (используется в качестве клаузулы) и внутренняя.

 

Здесь, я надеюсь, всё понятно.

 

  1. По положению в строфе: смежная, кольцевая (опоясывающая), перекрёстная, свободная (возникающая в любых местах строфы), холостая.

 

1) Смежная – это когда рифмуются первая строка со второй, третья с четвёртой и т.д.

 

Схема:

а

а

б

б

 

Пример:

Муха, Муха — Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

 

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

 

Корней Чуковский

 

 

Подобная рифмовка характерна для детской литературы, потому что рифма слышится лучше, лучше запоминается и, в связи с этим, у детей быстрее развивается поэтический слух. Но вы можете её использовать и в стихотворениях, рассчитанных на взрослую публику, если хотите предать вашему тексту высокую динамику, или, напротив, затянуть темп, создавая иллюзию «короткого тяжёлого шага», но для этого вам нужно не только выбрать нужную рифмовку, а ещё подходящий стихотворный размер и правильную клаузулу:

 

Приснилось мне, что я чугунным стал.

Мне двигаться мешает пьедестал.

 

В сознании, как в ящике, подряд

чугунные метафоры лежат.

 

Ярослав Смеляков

 

2) Кольцевая (опоясывающая) – рифмуются первая с четвёртой строкой, вторая с третьей.

 

Схема:

 

а

б

б

а

 

Пример:

 

Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь.

 

Осип Мандельштам

 

 

Подобная рифмовка используется реже, чем остальные, в основном она характерна для таких твёрдых форм как сонет. Применять её новичку довольно непросто, зато она придаёт особую выразительность стихотворению.  Ранее использовалась эта рифмовка для заключения смысла в отдельную строфу, которая как бы отделяла его от всего стихотворения. Создавалась иллюзия завершённости каждого отдельного отрезка стихотворения. Неудивительно, что «итальянский сонет» имеет именно эту рифмовку, поскольку один катрен был тезой и второй антитезой и для того, чтобы получился «конфликт», нужно было отделить одну смысловую часть от другой.

 

3). Перекрёстная – рифмуются первая строка с третьей, а вторая строка со второй.

 

Схема:

 

а

б

а

б

 

Пример:

 

Пусть вокруг свищет ветер сердитый,

облака проползают у ног.

Я блуждаю в горах, — позабытый,

в тишине замолчавший пророк.

 

Андрей Белый

 

Эта рифмовка самая распространённая и по сей день. Она более характерная для русской поэзии, легка на слух, придаёт стихотворению размеренность и лиричность.  Использовалась для связи строф между собой, неразрывного смыслового потока, создающая ощущение целостности и «обтекаемости» всего текста.

 

Это основные способы рифмовки, на неклассических мы подробно останавливаться не будем. Про «холостую» рифму, я уже сказал, в статье: «…обзор».

 

 

  1. По слоговому составу: мужская, женская, дактилическая (смешанная) и гипердактилическая.

 

Эта информация о рифмах относится больше к клаузуле (последнее слово, заканчивающее поэтическую строку, чаще всего им бывает «рифма»).

 

1) Мужская рифма – рифмованные слова имеют ударение в последнем слоге:

 

Бежал – кинжал

 

Курьёз – мороз

 

2) Женская рифма – рифмованные слова имеют ударение в предпоследнем слоге:

 

Базарной – казарма

 

Позабавить – бабьих

 

3) Дактилическая (смешанная) рифма –  рифмованные слова имеют ударение на третьем слоге с конца слова (слова заканчиваются двумя подряд безударными  слогами):

 

Голодными – господние 

 

Наверное – тавернами

 

4) Гипердактилическая рифма – рифмованные слова имеют ударение на четвёртом и более слогах с конца слова (слова заканчиваются тремя и более безударными слогами):

 

Сумрачные – скрученными

 

Изламывающий – падающие

 

 

Эти знания вам помогут для ритмической организации стихотворения. Если вы всё стихотворение пишите только мужскими рифмами, вам следует использовать только их, это же относится к использованиям и других видов клаузул. Но знайте, что хороший писатель должен уметь ещё и правильно их чередовать. Вы можете чередовать любые из представленных видов рифм, но так, чтобы была единая система. Если вы в первой строфе чередовали мужскую и женскую рифму, то сохраняйте на протяжении всего стихотворения такое же чередование:

 

Мужская

женская

мужская

женская

 

Мужская

женская

мужская

женская

 

и т.д.

 

Остальные клаузулы чередуются по такому же принципу.

 

Что касается смысловой нагрузки каждой из этих клаузул, могу лишь сказать, что их названия говорят сами за себя. Наши поэты-праотцы использовали мужскую рифму для передачи образа войны, душевной и физической тяжести, для нагнетания, а ещё для того, чтобы каждая законченная строка могла являться некой «точкой» и несла в себе твёрдую непоколебимую позицию в том, что высказал автор. Что касается женской рифмы, она была характерна больше для любовной лирики. Она нежна, более лирична, уступчива и для авторов ушедших эпох была олицетворением надежды и верой в душевное умиротворение в будущем. Дактилические и гипердактилические рифмы появились чуть позже, когда стали массово использовать трёхсложные стихотворные размеры (дактиль, амфибрахий, анапест) и более сложные размеры (такие как пион, гиперпион, логаэд) и они имеют отношение, в основном, только к технической стороне стихотворения.

 

Также стоит отметить, что чередование мужской и женской рифмы, тоже имела в себе определённый символ. Например, перекличка мужского и женского начал, но об этом, я думаю, вы  сами в силах подумать и покопаться в учебниках, кому будет очень интересно.

 

  1. По качеству: точная, неточная, бедная, богатая, глубокая, поглощающая, тавтологическая рифмы:

 

 

1) Точная (классическая) рифма – подразумевается, как графическое, так и звуковое сходство в рифмующих словах. Чем их больше, тем рифма точнее.

 

Подруга – досуга

 

Разброде – природе

 

Подобные рифмы были актуальны до середины XIX века, хотя лучше сказать, не просто актуальны, а кроме них ничего другого ещё не было, кроме как переносной рифмы, а если и возникало что-то новое, то с трудом просачивалось в обиход. В наше время точные рифмы тоже имеют своё место, но больше в любовной лирике, и в твёрдых формах (сонеты, канцоны, рондо), как следование поэтическим традициям, во всех остальных случаях они либо должны оправдывать себя, либо быть менее всего использованы в литературе, иначе «настоящего поэта» они из вас точно не сделают.

 

2) Неточная (неклассическая) рифма — подразумевается достаточное число сходно звучащих элементов. Центральное место среди этих элементов занимают ударная гласная и опорная согласная, как звуки, наиболее выдвигаемые произношением.

 

Эта рифма сложнее, но не настолько, чтобы нельзя было написать о ней не в десяти страницах печатного текста, а в нескольких предложениях, для того, чтобы не разводить излишнюю демагогию:

 

Я думаю, что здесь стоит сразу начать с примера, и с помощью него нам легче будет разобраться с этим вопросом. Возьмём слово: Чердак.

 

Для того, чтобы нам начать подбирать к нему «неточную рифму», нам потребуется найти ударный слог: «да». Затем нам потребуются остальные согласные, и желательно, чтобы всего согласных в слове было не меньше трёх, хотя и бывают редкие исключения (если их меньше, то помимо согласных, нам придётся обратить внимание и на оставшиеся гласные, но в нашем случае, гласные не столь необходимы). Выписываем оставшиеся согласные: «ч, р, к». Теперь объединяем всё, что мы нашли: «да, ч, р, к» — осталось лишь найти слово, где используется ударный слог «да» и согласные «ч, р, к» — порядок этих звуков нам не столь важен, поскольку в этом и состоит весь секрет. Находим: «Чехарда». Теперь читаем вслух и ищем созвучия:

 

Чердак – чехарда.

 

Созвучие есть, только качественно новое и мало кем ещё было так широко использовано (конечно, если не знать, что это рифма Б. Пастернака). Получается, что слова рифмуются, а потому наш эксперимент можно назвать удавшимся.

 

Стоит отметить, что согласные звуки могут взаимозаменяться в рифме и этим не стоит пренебрегать:

 

Звуки «М», «Н», «Л» и даже, «В» могут вполне заменить друг друга.

 

как и

 

«Р», «Л»

«Г», «К», «Х»

«Д», «Т»,

«Б», «П»

«П», «Ф», «В»

«Ч», «Ш», «Щ», «Ц»
«З», «С»
«Ц», «С»

 

Но если в слове менее трёх согласных, то стоит найти ещё одну гласную, кроме ударной и так же использовать её в поиске рифмы.

 

Ещё стоит сказать, что это только один из способов поиска новых и неточных рифм. Помимо него есть ещё и «неравносложные» рифмы, и многие другие, но именно этот принцип поможет вам начать работу над собой. И не стоит забывать, что неточной рифмой называют любую рифму, где есть достаточное число сходно звучащих элементов, но они не совпадают одновременно  по звуковому и графическому принципу. Так что главная ваша задача – это поиски неточной рифмы.

 

Неточная рифма появилась не так давно. Масштабно она начала развиваться в начале XX века в имажинистских и футуристических кружках, затем распространившись по всем на тот момент существующим литературным течениям. Появление её было очевидно, потому что поэтам не хотелось повторяться, и они искали новые формы для самовыражения. Каждое из направлений пытались втиснуть свой смысл во все из новоиспечённых рифм, но они остались сугубо индивидуальными, а потому неточная рифма не несёт в себе единственного и устойчивого обозначения образа и по сей день имеет отношение лишь к технической стороне стихотворения. Хотя каждый достойный автор всё ещё вносит своё значение в использование неточной рифмы, кроме как желание не повториться.  Вот только странное дело, неужели не осталось достойных авторов, раз со времён 60-тников снова принялись рифмовать шаблоны? Но это риторический вопрос. Не будьте, как все, работайте над собой, и всё у вас получится.

 

После того, как вы узнали про точную и неточную рифму, стоит обозначить, что, если всё стихотворение построено на точной рифме, пользуйтесь только точной, а если только на неточной, то точная рифма не имеет места быть в вашем стихотворении. Допускается лишь систематичное чередование их. Например:

 

Точная

неточная

точная

неточная

 

Точная

неточная

точная

неточная

 

и т.д

 

3) Бедная, богатая, глубокая рифмы.

 

Бедной рифмой называют ту рифму, в которой совпадают согласные звуки только после ударного слога или, вообще, только ударные гласные, например:

 

Вино-легко

 

Озарена — звезда

 

Богатой рифмой называют ту рифму, где помимо ударной согласной совпадают ещё и опорные согласные, расположенные перед ударным слогом:

 

Награда – винограда

 

Дорога – порога

 

Глубокой рифмой называют ту рифму, где помимо опорных согласных, совпадают целые слоги:

 

Парольпорой

 

Выпачкав – цыпочках

 

Стоит заметить, что каждый хороший писатель, стремиться к тому, чтобы его рифмы были более богатыми и глубокими, таким образом, рифма будет выполнять мнемоническую функцию (для лучшего запоминания), но и бедные имеют место быть, если автор хочет передать образ словесного и морального истощения, во всех же остальных случаях, использование бедной рифмы, считается не более, чем авторской безалаберностью.

 

4) Поглощающая и тавтологическая рифмы и составные рифмы:

 

Поглощающая рифма – одно слово является частью другого рифмующегося к нему слова.

 

Руды моей вар,

Вражды моей чан,

Богиня Иштар,

 Храни мой колчан

 

М. Цветаева

 

Тавтологическая рифма – буквальное повторение одного и того же слова в конце рифмующихся строк. Характерна для народной поэзии, но используется и впредь, чаще бывают эти рифмующиеся слова омонимами.

 

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли люли, стояла,

Люли люли, стояла.

 

Русская народная песня

 

Составная рифма – одна из парных рифм состоит из двух или более слов.

 

 Не затем

Взвела

по насыпям тел она,

чтоб, горестный,

сочил заплаканную гнусь;

страшной тяжестью всего, что сделано,

без всяких

«красиво»,

прижатый, гнусь.

 

В. Маяковский

 

Разобранные выше рифмы использовались чаще всего для того, чтобы придать стихотворению некоторую «народность» (это больше относится к тавтологическим рифмам) или для того, чтобы «включить» смысл одной строки в другую и добиться более «сочного» образа граничащего с символом, а нередко и являющийся им.

 

Заключение

 

В этой статье были представлены самые основные «виды рифм» (на деле их значительно больше), которые обязан знать каждый начинающий автор и уметь целесообразно их использовать. Надеюсь, что эта статья чем-нибудь смогла вам помочь, и, самое главное, что я хотел бы сказать: Нет плохих рифм, есть только плохие поэты!

 

В заключение, не могу не добавить, что поэтическое искусство, как всё прочее, из относящегося к искусству, очень близко к искусству театральному. В нём так же есть традиции, идеалы, стремление к поиску новых форм и выражений, как отрицательные, так и положительные примеры, но самое главное, как сказал А. Чехов:

 

Если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить.

 

Это же выражение может относиться и к поэтическому творчеству. До новых встреч!

 

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

Один комментарий to “Пособие для самых-самых начинающих Интернет-поэтов. Рифма.”

  1. Алина:

    Это чертовски полезный сайт. Спасибо автору за поиск, сбор и объединение информации, разбросанной по всему нету. Единственный источник, где все в кучу.
    Еще порадовало значение для настроения стихотворения — нигде этого не было.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top