search
top

Классика есть классика! Легендарный фильм А.Тарковского — СТАЛКЕР

А Вы - творческий человек? Узнайте об этом!


— Неужели Вы верите в эти сказки?
— В страшные — да… В добрые — нет, а в страшные — сколько угодно.

Второй кинопоказ (3 августа) повинуясь выбору наших зрителей мы посвятили кинокартине, которая уже стала классикой мирового кинематографа, создание, как и сюжет которой окутаны множеством тайн и секретов  — легендарному фильма А.Тарковского — «СТАЛКЕР». И, конечно, же хотим поделиться впечатлениями с виртуальными членами нашего киноклуба!

Настоящее кино – это действительно искусство со всей присущей ему озаряющей, окрыляющей и целительной силой, способное в нужный момент дать ценный совет, указать на постоянно ускользающую истину, а возможно и подарить путеводную звезду, надежду…
Вот бывает садиться у экрана уставший, побитый, абсолютно заблудившийся человек… Но стоит на два часа отречься от всего мирского и с головой окунуться в мир кино, и вот уже перед вами горящие глаза, полные восхищения, с интересом замечающие каждую мелочь, находя в ней особый, только им подвластный смыл…

stalker

Сначала немного о самой киноленте…

«Сталкер» — советский фантастический фильм-притча режиссёра Андрея Тарковского, снятый на киностудии «Мосфильм» в 1979 году по мотивам повести «Пикник на обочине» братьев Стругацких.
Действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания.
К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам, о которых предпочитают не говорить. А ведет их туда Сталкер — проводник по Зоне — то ли юродивый, то ли апостол новой веры…

stalker

Одно из наиболее значительных произведений в творчестве Андрея Тарковского, который говорил, что в нём он «легально коснулся трансцендентного». Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трёх лет. При проявке плёнки практически полностью погиб первый вариант, и картину переснимали трижды, с тремя разными операторами и художниками-постановщиками.
Фильм получил Приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале 1980 года.
Так тяжело давшийся фильм, пятая из семи крупнейших работ режиссёра, открывает зрителям позднего Тарковского. Картина была в целом оценена критиками как одно из его наиболее значительных произведений и замечательное явление мирового кинематографа в целом. Майя Туровская написала, что «фильм суммирует всё накопленное режиссёром мастерство». Критик The New York Times Винсент Кэнби отозвался о нём как о «поразительной красоте» и отдельно упомянул великолепную работу оператора.
В первых отзывах западные критики начала 1980-х рассматривали фильм через призму политического и исторического контекста жизни в СССР того периода. Образ Зоны (синоним тюрьмы), побритого наголо главного героя в одежде, напоминающей рубище, слова о том, что он «везде несвободен», прочно ассоциировались с Гулагом. Другой взгляд — попытка отнести фильм к так называемой экологической теме, предвосхитившей историю Чернобыля. В дальнейшем анализ выявил многомерный и глубокий философский контекст картины.
Тарковский в «Сталкере» отвлекается от символизма, пронизывающего предыдущие ленты: мотива полёта, образов детства, фигур матери и отца; животных (особенно лошадей); столь любимого дождя. На заключительном этапе своего творческого пути Тарковский приходит к минимализму. Фильм более сжат и целостен, обращая зрителя к традициям «чистого кино». Аскетичная последовательность сюжета, прямая перспектива ключевых кадров, цветовая гамма с использованием монохрома — всё подчинено одной цели. Непрерывность действия, неторопливого, парадоксально бесконечного, подчёркнута словами Сталкера о том, что в Зоне прямой путь не самый короткий. Музыка Эдуарда Артемьева, подчёркивающая отстранённый и потусторонний мотив сюжета, стала важной составной частью экзистенциального действа на экране.

stalker

Известные цитаты:

  • Во всяком случае, вся эта ваша «технология», все эти домны, колеса и прочая маета-суета — чтобы меньше работать и больше жрать. Все это — костыли и протезы.
    А человечество существует для того, чтобы создавать… произведения искусства. Это, во всяком случае, бескорыстно, в отличие от всех других человеческих действий.
    Великие иллюзии… Образы абсолютной истины…
  • Вот вы говорили о смысле… нашего… жизни… бескорыстности искусства… Вот, скажем, музыка… Она и с действительностью-то менее всего связана, а если и связана, то безыдейно, механически, пустым звуком, без ассоциаций. И тем не менее музыка каким-то чудом проникает в самую душу! Что же резонирует в нас в ответ на приведённый к гармонии шум? И превращает его для нас в источник высокого наслаждения… И объединяет… И потрясает! Для чего все это нужно? И, главное, кому? Вы ответите: никому. И… И ни для чего, так. Бескорыстно. Да нет… вряд ли… Ведь все, в конечном счете, имеет свой смысл… И смысл, и причину…
  • — А далеко до этой комнаты?
    — По прямой — метров 200. Да только тут не бывает прямых.
  • Я эту самую истину выкапываю, а в это время с ней что-то такое делается, что выкапывал-то я истину, а выкопал кучу, извините… не скажу чего.
  • Они ведь каждую минуту думают о том, чтоб не продешевить, чтобы продать себя подороже, чтобы им все оплатили, каждое душевное движение. Они знают, что не зря родились, что они призваны. Они ведь живут только раз. Разве такие могут во что-нибудь верить?
  • Плевал я на человечество. Во всем вашем человечестве меня интересует только один человек — я то есть. Стою я чего-нибудь, или я такое же дерьмо, как некоторые прочие…
  • Обругает какая-нибудь сволочь — рана, другая сволочь похвалит — еще рана, душу вложишь, сердце свое вложишь — сожрут и душу и сердце. Мерзость вынешь из души — жрут мерзость. Они же все поголовно грамотные! У них у всех сенсорное голодание. И все они клубятся вокруг, и все требуют: Давай, давай!
  • Сознание мое хочет победу вегетарианства во всем мире, а подсознание изнывает по куску сочного мяса, а чего же хочу я?
  • Скучно, господа, скучно. Вот в средние века скучно не было: тогда в каждом доме был домовой, а в каждой церкви – Бог.
  • Лучше горькое счастье, чем серая, унылая жизнь.

 

Теперь о наших впечатлениях…

Как известно, классика на то и классика, что смотреть ее можно бесчисленное количество раз, при этом каждый раз открывая для себя, а может в самом себе, что-то новое, неизведанное, при этом очень важное.
Два с половиной часа пролетели незаметно, ведь оторвать глаз от экрана было просто невозможно. Высокохудожественные, необыкновенно атмосферные кадры, пропитанные символизмом и глубинная игра актеров, которые встречаются взглядом со зрителем и заглядывают по ту сторону экрана никого не оставили равнодушным.
Поэтому и обсуждение у нас получилось очень интересное, оживленное, которое затронуло и необыкновенные обстоятельства при которых была снята картина, какой сложный и тернистый путь она прошла прежде, чем ее увидел зритель, пожалуй такой же сложный и нелегкий путь трансформации, преобразования и осмысления себя, как и главные герои картины, следуя за своим проводником-сталкером, режиссером Андреем Тарковским, о личности, творчестве и неповторимом почерке которого мы так же поговорили, решив, что в ближайшее время обязательно посмотрим еще какой-нибудь из его поистине легендарных фильмов.

stalker

Уже по сложившейся традиции все наши зрители-эксперты выставили свои оценки увиденному:
— глубина замысла (мораль) получила высокую оценку в 9 баллов, некоторые зрители сочли тему поиска смысла жизни не в полной мере раскрытой, в том числе по сравнению с литературным прототипом — повестью братьев Стругацких «Пикник на обочине»;
— сама постановка безоговорочно была оценена высшим баллом!
— игра актеров Александра Кайдановского, Анатолия Солоницына, Николая Гринько и невероятный монолог, обращенный к зрителю, Алисы Фрейндлих, также не оставил никого равнодушным! Актерская игра получила 10ку от наших экспертов.
Благодарим всех участников кинопоказа за интереснейшее обсуждение и любовь к глубокому кино!

Наша общая оценка фильму — обязательно смотреть всем!!! А также читать повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине», обдумывать каждое слово, образ, и, конечно, обсуждать, делиться впечатлениями с друзьями и знакомыми!

А найти собеседников для обсуждения любимых фильмов можно в нашем киноклубе! Всем приятного просмотра!

Если Вы разделяете деятельность ЛМО "Мир творчества, поддержите наш проект!
Благодаря Вашей помощи, мы воплотим в жизнь мечты ещё многих талантливых авторов!

Похожие записи


Комментарии:

2 комментария to “Классика есть классика! Легендарный фильм А.Тарковского — СТАЛКЕР”

  1. Аргунов Артём:

    Да, фильм, действительно, очень мощный, вовлекающий с головой в происходящее на экране и затем побуждающий на глубокие размышления.

  2. Андрей:

    Фильм действительно сильный, но режиссер по моему, переборщил с символизмом и философией. Поэтому он воспринимается с трудом. Стоит прочесть книгу Стругацких, чтобы сравнить.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

top